ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.»: К 65-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

Козленко Сергей Иванович, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, ведущий научный сотрудник, профессор, директор Центра исторического образования, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования.
Статья публикуется с разрешения автора
Наиболее важной темой школьного курса истории в решении задач формирования патриотического самосознания учащихся является история Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., поскольку:
• именно в этот период были проявлены лучшие черты россиян, раскрыты возможности единения людей в многонациональном и поликонфессиональном государстве;
• решающая роль Советского Союза в разгроме фашистского блока и последовавшие за этим процессы усилили роль нашей страны в мировой истории;
• история Великой Отечественной войны является полем согласия и единства россиян разных поколений, этнического происхождения, политических взглядов.
Начинающийся учебный год во многом определяется подготовкой к празднованию 65-летия Великой Победы.
Данный ниже материал об изучении истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в курсе истории России составлен автором на основе его разработки, которая была сделана к юбилею — 60-летию Победы. Прошедшие годы, опыт использования данного материала сделали необходимым внести в него коррективы.
Количество часов на изучение Великой Отечественной войны в 11-м классе большее, чем в уже ставшем традиционном варианте, который, по меткому замечанию одного учителя, назван: «четыре года за четыре урока».
Автор, предлагая большее (но не большое) количество часов, исходит из того, что:
• в системе преподавания истории профильной школы социально-гуманитарной модели они есть;
• БУП Москвы предусматривает дополнительный (третий час) в неделю на изучение истории в старшей школе. Поэтому часть годовых часов в 11-м классе целесообразно использовать на расширение рассматриваемой нами темы;
• квалифицированный учитель сможет либо изыскать дополнительные часы из имеющихся на изучение столь важной темы, которой является Великая Отечественная война, либо при желании может взять из предлагаемого планирования его ключевые позиции.
Раскрывая тему «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.» важно:
• показать ее события через следующие аспекты: военно-стратегические, организационно-хозяйственные, внешнеполитические и морально-психологические;
• обратиться к человеческой личности через тему «Народ и война»;
• проанализировать важнейшие факторы изучения истории Великой Победы через обращение учащихся к истории своей семьи, которая (таковы реалии прошлого нашего народа), как правило, в той или иной мере была вовлечена в события Великой Отечественной войны, и чаще всего понесла людские потери;
• изучение темы рассматривать через местный материал, историю Москвы, района, их жителей, школы, ее выпускников. Изучение учащимися Великой Отечественной войны важно сделать практико-ориентированной, социально мотивированной;
• создавать соответствующий эмоциональный фон изучения темы, использовать сведения о войне для пробуждения лучших человеческих качеств учащихся через показ массового и индивидуального героизма советских людей, освещение их самоотверженности, стойкости, самопожертвования;
• раскрыть то, что Победа - это результат, достигнутый всем советским многонациональным и поликонфессиональным народом, проявившим выдержку, стойкость, терпение, личное мужество. Основа Победы - пущенный в бой тот человеческий резерв, который нашелся у советских людей и которого не было у захватчиков;
• показать, что это была победа и тех, кто воевал, и тех, кто самоотверженно трудился в тылу;
• раскрыть то, что одним из важных аспектов источников Победы является вклад в нее деятелей культуры;
• обратить внимание на то, что дискуссии, не утихавшие со Дня Победы и развернувшиеся с новой силой в последние десятилетия, делают необходимым обращение к проблематике тех вопросов истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., которые стоят в центре современной историографии, вышли на страницы популярной литературы, печатных СМИ, передач телевидения, радио, публикаций в Интернете: значение предвоенных советско-германских соглашений; степень готовности СССР к войне; роль СССР во Второй мировой войне; развитие взаимоотношений СССР с союзниками по антифашисткой коалиции; источники Победы и др.
Ниже дается вариант изучения рассматриваемой темы курса истории России (изучаемой параллельно с историей Второй мировой войны в курсе зарубежной истории в 9 и 11 классах).

Изучение истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в 9 классе

№ п/п

Тема, план урока

Рекомендации по проведению урока

1.

Советско-германские отношения в 1939-1941 гг.
План урока
1. СССР на международной арене в начале 1939 г.
2. Советско-германские отношения.
3 .Внешняя политика СССР в 1939-1940 гг.
Работа с учебником и картой. Работа с документами. Выявление противоречий взаимоотношения СССР и Германии в изучаемый период. Диспут по вопросам советско-германского сближения. Составление развернутого плана по вопросу «Война СССР с Финляндией».

2.

Подготовка Советского Союза и Германии к войне.
План урока
1. Подготовка Германии к войне с СССР:
а) цели Германии в отношении славянских народов;
б) дипломатические маневры Германии;
в) план «Барбаросса».
2. Подготовка СССР к войне с Германией:
а) укрепление границ;
б) меры по укреплению обороноспособности;
в) дипломатическая подготовка.
3. Просчеты советского руководства в подготовительный период.
Работа с учебником и картой.
Анализ статистических материалов о соотношении сил сторон в начале войны.
Сравнительный анализ направлений и методов подготовки к войне СССР и Германии (материал из курса зарубежной истории). Выявление комплекса причин, обусловивших неудачи Красной Армии в начальный период войны.

3.

1941 год в отечественной и мировой истории.
План урока
1. Начало Великой Отечественной войны.
2. Оборонительные бои Красной Армии.
3. Мобилизация сил СССР для отпора агрессору.
4. Битва под Москвой, ее значение.
Работа с текстом учебника и картой.
Анализ статистических данных об изменении соотношения вооруженных сил СССР и Германии.
Использование краеведческого материала.
Заполнение таблицы «Основные битвы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Анализ влияния событий на советско-германском фронте на ход Второй мировой войны (материал из курса зарубежной истории).

4.

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.
План урока
1. Создание антифашистской коалиции.
2. Советско-германский фронт весной и летом 1942 г.
3. Битва за Сталинград и ее историческое значение.
4. Партизанское движение в СССР.
5. Патриотический подъем в СССР.
Работа с текстом учебника и картой.
Анализ статистических данных, характеризующих коренной перелом в ходе войны.
Продолжение заполнения таблицы «Основные битвы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Сравнительный анализ динамики событий на фронтах Второй мировой в 1941 г. и в 1942 г.
Анализ влияния событий на советско-германском фронте на ход Второй мировой войны (материал из курса зарубежной истории). Использование краеведческого материала.
Подготовка сообщений учащихся по теме «Деятели культуры СССР фронту».

5.

СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны.
План урока.
1. Битва на Орловско-Курской дуге и ее значение.
2. Укрепление антифашистской коалиции.
3. Освобождение Советской земли.
4. Открытие второго фронта.
Работа с текстом учебника и картой.
Продолжение работы со статистическими данными, характеризующими динамику соотношения вооруженных сил СССР и Германии.
Продолжение заполнения таблицы «Основные битвы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Сравнительный анализ крупнейших битв Великой Отечественной войны: Московской, Сталинградской, сражения на Орловско-Курской дуге.
Анализ влияния событий на советско-германском фронте на ход Второй мировой войны (материал из курса зарубежной истории).
Характеристика итогов Тегеранской конференции.
Выявления спорных проблем взаимодействия союзников по антифашистской коалиции.

6.

СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма.
План урока
1. Освобождение Восточной Европы.
2. Крымская конференция.
3. Боевые действия на советско-германском фронте в 1945 г. Штурм Берлина.
4. Разгром милитаристской Японии.
Работа с текстом учебника и картой.
Анализ статистических данных.
Завершение заполнения таблицы «Основные битвы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Характеристика роли Советского Союза в освобождении стран Восточной Европы от фашизма.
Анализ влияния событий на советско-германском фронте на ход Второй мировой войны. Определение роли СССР в разгроме милитаристской Японии (материал из курса зарубежной истории).
Характеристика итогов Крымской конференции.
Анализ динамики проблем взаимодействия союзников по антифашистской коалиции.

7-8.

Великая Отечественная война: итоги и уроки.
План уроков
1. Основные этапы Второй мировой и Великой Отечественной войны.
2. Роль СССР в победе во Второй мировой войне.
3. Победители: полководцы и солдаты Великой Отечественной.
4. Москва в годы Великой Отечественной войны.
5. Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войны.
6. СССР и страны Запада после победы над Германией и ее союзниками.
7. Упрочение правовых начал в жизни народов и создание ООН.
Вариант 1. Повторение и обобщение материалов о ходе Великой Отечественной войны, роли ее сражений в общем ходе Второй мировой войны.
Составление развернутого плана и тезисов ответа на вопрос «Решающая роль СССР в победе во Второй мировой войне» (материал из курса зарубежной истории).
Работа с текстом учебника и картой.
Анализ статистических данных. Использование краеведческого материала.
Доклады и сообщения учащихся по персоналиям Великой Отечественной войны.
Вариант 2. Ученическая конференция «СССР в годы Великой Отечественной войны», построенная на докладах школьников.
Вариант 3. Работа учащихся по группам: выполнение коллективных заданий с последующим обсуждением результатов.
Выполнение тестовых заданий.
Составление плана сочинений-эссе (частью учащихся).
Вариант 4. Проведение обобщения и повторения на основе просмотра отрывков из документальных фильмов, проецирования изображений с CD-ROM, посвященных истории Великой Отечественной войны.

Изучение истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в 11-м классе

№ п/п

Тема, план урока

Рекомендации по проведению урока

1.

СССР в 1939-1941 гг.
План урока
1. Политика СССР в начальный период Второй мировой войны.
2. План «Барбаросса».
3. Подготовка Красной Армии к войне.
4. Идеологическая и моральная подготовка к войне.
5. Перед вторжением.
Характеристика политики, проводимой СССР накануне Великой Отечественной войны.
Обсуждение с учащимися дискуссионных вопросов:
• о причинах принятия фашисткой Германией нереального плана войны с СССР;
• о неверии И.В. Сталина в близость нападения Германии для СССР;
• о значении идеологической и моральной подготовки к войне, проводимой в СССР, для дальнейшего хода событий.
Подготовка развернутого плана и тезисов ответа на вопрос: «Подготовка СССР к войне».

2-3.

Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941-ноябрь 1942 г.
План уроков
1. Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г.
2. Мобилизация страны для обороны от агрессора.
3. Смоленское сражение и катастрофа на Украине.
4. Битва под Москвой, ее значение для хода Великой Отечественной и Второй мировой войны.
5. Зарождение антигитлеровской коалиции.
6. Боевые действия весной-летом 1942 г.
7. Оборона Сталинграда.
Обсуждение с учащимися дискуссионного вопроса о причинах поражения Красной Армии в начальный период войны.
Составление развернутого плана ответа на вопрос: «Мобилизация СССР на победу над фашисткой Германией».
Определение роли Смоленского сражения в Великой Отечественной войне.
Характеристика значения битвы под Москвой, раскрытие роли этой победы с военно-стратегических, морально-политических и внешнеполитических позиций.
Сравнение намерений воюющих сторон после разгрома Германии под Москвой.
Характеристика событий весны-лета 1942 г.

4-5.

Народ и война (семинарское занятие).
План урока
1. Отечественный характер войны.
2. Советский человек на передовой и на трудовом фронте.
3. Идеология, культура и война. Роль религиозных организаций в мобилизации сил народа на борьбу с врагом.
4. Идеология и практика оккупационного режима.
5. Модели поведения населения на оккупированной территории. Проблема советских военнопленных.
Обсуждение вопросов, сформулированных в плане урока-семинара.
Раскрытие проявления отечественного характера войны, в т.ч. на примерах, отражающих московский региональный компонент курса истории.
Характеристика античеловечного оккупационного режима фашистов, раскрытие его целей и механизмов.
Показ моделей поведения населения на оккупированной территории: активное сопротивление (скрытое и открытое); выживание в условиях оккупации; сотрудничество с оккупантами. Обсуждение вопроса о Русской освободительной армии (РОА).
Дискуссия о проблеме советских военнопленных.
Раскрытие партизанского движения как проявления отечественного характера войны с советской стороны.

6-7.

Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942-зима 1943 г.
План уроков
1. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом.
2. Орловско-Курская дуга.
3. Завершение коренного перелома в войне.
4. Отношение с союзниками. Тегеранская конференция.
Работа со статистическими данными: сравнение соотношения сил СССР и Германии в Московском и Сталинградском сражениях.
Обсуждение вопросов: о сущности коренного перелома в войне, его хронологических рамках, о взаимосвязи событий коренного перелома в ходе боевых действий и подвигом советского трудового фронта.
Сравнение Сталинградской и Курской битв, их значение для хода Великой Отечественной и Второй мировой войны по критериям, предложенным самими учащимися.
Оценка роли Тегеранской конференции для хода борьбы с фашистской Германией.

8-9.

Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны.
План уроков
1. Освобождение Советской земли.
2. Государственная политика на освобожденных территориях.
3. Варшавское восстание.
4. Наступление Красной Армии в Восточной Европе.
5. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция.
6. Арденская и Висло-Одерская операции.
7. Взятие Берлина. Капитуляция Третьего рейха.
8. Боевые действия СССР против милитаристской Японии.
9. Потсдамская конференция.
Характеристика и оценка государственной политики на территориях, освобожденных от оккупантов.
Обсуждение вопроса о сущности освободительного похода Красной Армии в Восточной Европе.
Оценка сущности политических разногласий, возникших между союзниками в период ведения боевых действий советскими войсками за пределами СССР.
Подготовка тезисов ответа на вопрос: «История второго фронта в Европе, его значение для хода Второй мировой войны».
Сравнительная характеристика Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций по критериям, предложенным учащимися.
Дискуссия о причинах вступления СССР в войну с Японией и трактовке этого события.

10.

Советское военное искусство в годы Великой Отечественной войны (урок-конференция).
План урока
1. Отражение традиций российского военного искусства в боевых действиях периода Великой Отечественной войны.
2. Вклад советской военной школы периода Великой Отечественной войны в мировое военное искусство.
3. Советский солдат-победитель.
4. Выдающиеся советские полководцы периода Великой Отечественной войны. Г.К. Жуков.
Доклады учащихся по вопросам урока-конференции. Рассказ о выдающихся советских полководцах Великой Отечественной войны.

11.

Москва в годы Великой Отечественной войны (урок-беседа).
План урока
1. Экономика региона в годы Великой Отечественной войны.
2. Наши земляки - участники боевых действий и трудового фронта.
3. Великая Отечественная война в жизни моей семьи.
4. История Великой Отечественной войны в социокультурной среде Москвы.
Беседа с учащимися по вопросам плана урока, обсуждение сообщений учащихся.
Вариант - урок в школьном или краеведческом музее.
Проведение урока с приглашением москвичей - ветеранов Великой Отечественной войны.

12.

Великая Отечественная война: итоги и уроки (урок-семинар).
План урока
1. Причины Победы.
2. Решающая роль СССР во Второй мировой войне.
3. Итоги войны.
4. Уроки Великой Отечественной войны.
5. Значение памяти о Великой Победе для современной жизни России.
Обсуждение причин Победы.
Формулирование развернутого плана ответа на вопрос: «Факторы победы СССР в Великой Отечественной войне».
Обсуждение вопроса о решающей роли СССР во Второй мировой войне.
Подготовка развернутого плана и тезисов по теме: «Решающая роль СССР в победе во Второй мировой войне».
Дискуссия о цене Великой Победы.
Обсуждение вопросов об уроках Великой Отечественной войны, о значении памяти о Великой Победе для современной жизни России.

ВЕРНУТЬСЯ НА НАЧАЛЬНУЮ СТРАНИЦУ