СССР в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Обобщающий урок в IX классе

Алексина Елена Юрьевна, учитель гимназии № 2, г. Георгиевск, Ставропольский край
Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся по теме «СССР в Великой Отечественной войне», используя групповую и индивидуальную работу учащихся, определить итоги, источники победы Советского Союза в Великой Отечественной войне; развивать умения учащихся работать в малых группах, делать выводы, анализировать, обобщать на основе карты и исторических документов; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
Оборудование: карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», атласы по истории России XX в., выставка художественной и научной литературы, посвященной Великой Отечественной войне, музыкальное оформление (песни военных лет).
Понятийный минимум: Великая Отечественная война, план «Барбаросса», «Ост», «Тайфун», «Цитадель», «Эдельвейс», «Уран», «Багратион», СВГК, ГКО, партизанское движение, эвакуация, блокада, капитуляция, коренной перелом.
Важные события:
22.06.1941 г. - начало Великой Отечественной войны.
30.09.1941-20.04.1942 г. - Московская битва.
17.07.1942-02.02.1943 г. - Сталинградская битва.
25.07.1942-09.10.1943 г. - битва за Кавказ.
5.07.1943-23.08.1943 г. - Курская битва.
Осень 1944 г. - восстановление границы СССР.
08-09.05.1945 г. - капитуляция Германии, окончание Великой Отечественной войны.
Ход урока
Учитель.
22 июня 1941 г. немецкие войска без объявления войны напали на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней, наполненных болью, кровью, страданиями,подвигами, поражениями и победами. В этой страшной войне наш народ проявил свои лучшие качества, отстоял независимость Родины, сорвал планы Гитлера по установлению мирового господства.
Брест, Москва, Сталинград, Ленинград, Курск и другие города-герои навечно останутся в памяти людей.
Эта война унесла 27 млн. человеческих жизней, и последний погибший ещё не захоронен...
Помните через века, через года,
Помните о тех, кто уже не придёт никогда,
Помните
!
Роберт Рождественский
Ребята, мы с вами закончили изучение темы «СССР в Великой Отечественной войне» и сегодня давайте ещё раз перелистаем страницы этой войны, проверим, как хорошо каждый из вас усвоил новый материал.
Постарайтесь в конце урока решить следующее проблемное задание: в чём источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?
Для решения этой проблемы класс разделим на пять учебных шестёрок. Работа будет складываться из нескольких этапов.
Первый этап - разминка - проверка общих знаний по теме.
Каждый учащийся отвечает на вопросы теста на листочке, затем его передаёт соседу для проверки.
На месте какого русского города по приказу Гитлера должно было возникнуть море:
а) Ленинграда;
б) Москвы;
в) Смоленска?
В честь какого события в Москве впервые был дан победный салют:
а) капитуляции немецких войск в Сталинграде;
б) провала немецкого наступления на Курской дуге, освобождение Орла и Белгорода;
в) освобождения Киева?
Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»:
а) на правом берегу Днепра;
б) на Таманском полуострове;
в) на южном берегу Сивашского залива?
Кто командовал Западным фронтом во время контрнаступления Красной армии под Москвой:
а) И.С.Конев;
б) К.К.Рокоссовский;
в) Г.К.Жуков?
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны произошёл:
а) в 1942-1943 гг.;
б) в 1941-1942 гг.;
в) в 1943-1944 гг.
План захвата Северного Кавказа немецкими войсками был назван:
а) «Уран»;
б) «Цитадель»;
в) «Эдельвейс».
Первое поражение немцы потерпели:
а) под Смоленском;
б) под Москвой;
в) под Сталинградом.
Кто из советских военачальников командовал войсками на Дальнем Востоке во время войны с Японией:
а) Р.Я.Малиновский;
б) А.М.Василевский;
в) К.К.Рокоссовский?
Германский план нападения на СССР предусматривал:
а) расчленение СССР на отдельные государства;
б) сохранение СССР как единого государства;
в) уничтожение единого государства, колонизацию европейской части СССР.
Что означает понятие «вермахт»:
а) немецкая армия;
б) немецкая авиация;
в) охранные отряды?
Верховным Главнокомандующим в годы войны был:
а) Г.К.Жуков;
б) И.В.Сталин;
в) К.Е.Воршилов.
Второй этап - работа в учебных шестёрках. От каждой шестёрки в работе участвуют у доски по три ученика, которые за 3 мин. на листе ватмана должны написать термины, даты, имена, связанные с заявленной темой. Таким образом, создаётся банк опорных слов по темам:
1. Сталинградская битва
2. Битва за Москву
3. Курская битва
4. Битва за Берлин
5. Партизанское движение в годы войны.
Когда листы заполнены, они раздаются группам, которые должны составить конспект по данной теме с использованием опорных слов (5 мин.). После этого заслушиваются и оцениваются итоговые работы. (На этом этапе работы звучит музыкальная вставка «Эх, дороги...»)
Третий этап - работа в тройках с текстами документов. Цель - проанализировать документ, ответить на вопросы к нему, делая записи на листах.
Из воспоминаний К.Симонова
«Сталин несёт ответственность не просто за тот факт, что он с непостижимым упорством не желал считаться с важнейшими донесениями разведчиков. Главная его вина перед страной в том, что он создал гибельную атмосферу, когда десятки вполне компетентных людей, располагавших неопровержимыми документальными данными, не располагали возможностью доказать главе государства масштаб опасности и не располагали правами для того, чтобы принять достаточные меры к её предотвращению».
1. Согласны ли вы с мнением известного писателя? Проиллюстрируйте высказывание К.Симонова конкретными историческими примерами.
2. Как вы думаете, почему Сталин столь упорно игнорировал все предупреждения о готовящемся немцами ударе против СССР?
Из военного дневника генерал-полковника Ф.Гальдера
«3.07.41г. (12-й день Восточной кампании.)
С моей стороны не будет слишком смелым утверждать: немецкая кампания против России выиграна в пределах 14 дней. Разумеется, тем самым, она ещё не закончена. Обширность территории и упорство всеми средствами оказываемого сопротивления потребует от нас ещё несколько недель».
«4. 08.41 г. (47-й день.) Становится всё очевиднее, что колосс Россия, который сознательно готовился к войне... был нами недооценён. Эта констатация относится как к организационным, так и к экономическим силам, а в особенности к чисто военному потенциалу. Начиная войну, мы рассчитывали иметь против себя примерно 200 вражеских дивизий. Но теперь мы насчитываем их уже 360. Эти дивизии, конечно, не вооружены и не оснащены в нашем понимании этого слова, и командование ими в тактическом отношении во многом неудовлетворительно. Но они есть. И если дюжина их разбита, русские выставляют новую дюжину. Они выигрывают время благодаря тому, что находятся поблизости от своих источников силы, а мы всё больше от них удаляемся».
1. Сравните записи в дневнике. Почему так разнятся выводы генерала?
2. Чем объясняет генерал Гальдер относительный успех советских войск?
3. Какие факторы вы бы могли назвать ещё?
Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 года.
<...>
а) «сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город, если возможно, артиллерией и авиацией...;
б) когда террор и голод сделают свое дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей...;
в) весной мы проникнем в город, вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район cевернее Невы Финляндии».
Из приказа начальника германского военно-морского штаба 29.09.41 г.
«Совершенно секретно.
Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советской России...
Предлагается подойти ближе к городу и уничтожить его как с помощью артиллерийского обстрела из орудий различного калибра, так и с помощью длительных воздушных атак...
Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой, которая не может и не должна решаться нами. В этой войне ... мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города».
В зарубежной, да и в российской прессе иногда поднимается проблема о том, что более гуманным со стороны советского руководства было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона ценой неисчислимых жертв. Можно ли согласиться с подобной точкой зрения?
Из приказа Ставки Верховного Главнокомандования № 270 от 16.08.41.
«Приказываю:
1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров. Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров...
2. Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и, если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен, - уничтожать их всеми средствами ... а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи».
1. Каковы были причины появления столь сурового приказа?
2. О каких особенностях военного времени можно узнать из данного приказа?
Из книги М.Джиласа «Лицо тоталитаризма»
«Но больше всего восхищала нас выносливость и скромность русского солдата, способного днями, неделями, по пояс в грязи, без хлеба и сна выдерживать ураган огня и стали и отчаянные атаки немцев...
Хотя Сталин и провёл большие чистки, в особенности среди высшего командования, это имело меньше последствий, чем предполагают, так как он одновременно без колебаний возвышал молодых и талантливых людей, - каждый офицер, который был ему верен, знал, что его амбиции будут поняты... Он действовал одновременно по двум направлениям: вводил в армии абсолютное подчинение правительству, партии и лично себе и ничего не жалел для усиления её боеспособности, улучшения уровня жизни её состава. А также быстро повышал в чинах наиболее способных».
1. В чём видит автор документа, участник Второй мировой войны, источники победы Советского Союза в Великой Отечественной войне?
2. Какие факторы вы можете назвать ещё?
Четвертый этап - проверка знаний хронологии (индивидуальная работа на листочках).
Приведите в соответствие данные таблицы.

Дата

Событие

22 июня 1941 г.

Курская битва

19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.

Начало контрнаступления Красной армии под Москвой

5 июля - 23 августа 1943 г.

Начало Великой Отечественной войны

Осень 1944 г.

Потсдамская конференция

5-6 декабря 1941 г.

Контрнаступление советских войск под Сталинградом

Сентябрь 1941 г.

Восстановление границы СССР

Июль - август 1945 г.

Завершение Великой Отечественной войны

9 мая 1945 г.

Начало блокады Ленинграда

Итак, подведём итоги нашего урока.
1. В чём же источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне?
2. Почему такой дорогой ценой была достигнута Победа?
Рефлексивный момент проходит на фоне музыкальной вставки («В землянке»).
По его завершении ребята сдают листы, подводятся итоги, выставляются оценки за работу на уроке.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ