Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся по теме «СССР в Великой Отечественной войне»,
используя групповую и индивидуальную работу учащихся, определить итоги, источники победы
Советского Союза в Великой Отечественной войне; развивать умения учащихся работать в малых
группах, делать выводы, анализировать, обобщать на основе карты и исторических документов;
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
Оборудование: карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», атласы по истории России XX в.,
выставка художественной и научной литературы, посвященной Великой Отечественной войне,
музыкальное оформление (песни военных лет).
Понятийный минимум: Великая Отечественная война, план «Барбаросса», «Ост», «Тайфун»,
«Цитадель», «Эдельвейс», «Уран», «Багратион», СВГК, ГКО, партизанское движение, эвакуация,
блокада, капитуляция, коренной перелом. |
Важные события:
22.06.1941 г. - начало Великой Отечественной войны.
30.09.1941-20.04.1942 г. - Московская битва.
17.07.1942-02.02.1943 г. - Сталинградская битва.
25.07.1942-09.10.1943 г. - битва за Кавказ.
5.07.1943-23.08.1943 г. - Курская битва.
Осень 1944 г. - восстановление границы СССР.
08-09.05.1945 г. - капитуляция Германии, окончание Великой Отечественной войны. |
Ход урока
Учитель.
22 июня 1941 г. немецкие войска без объявления войны напали на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней, наполненных болью, кровью, страданиями,подвигами, поражениями и победами. В этой страшной войне наш народ проявил свои лучшие качества, отстоял независимость Родины, сорвал планы Гитлера по установлению мирового господства.
Брест, Москва, Сталинград, Ленинград, Курск и другие города-герои навечно останутся в памяти людей.
Эта война унесла 27 млн. человеческих жизней, и последний погибший ещё не захоронен... |
Помните через века, через года,
Помните о тех, кто уже не придёт никогда,
Помните!
Роберт Рождественский |
Ребята, мы с вами закончили изучение темы «СССР в Великой Отечественной войне» и сегодня давайте
ещё раз перелистаем страницы этой войны, проверим, как хорошо каждый из вас усвоил новый
материал.
Постарайтесь в конце урока решить следующее проблемное задание: в чём источники и значение
победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была
достигнута победа?
Для решения этой проблемы класс разделим на пять учебных шестёрок. Работа будет складываться из
нескольких этапов. |
Первый этап - разминка - проверка общих знаний по теме.
Каждый учащийся отвечает на вопросы теста на листочке, затем его передаёт соседу для проверки. |
На месте какого русского города по приказу Гитлера должно было возникнуть море:
а) Ленинграда;
б) Москвы;
в) Смоленска? |
В честь какого события в Москве впервые был дан победный салют:
а) капитуляции немецких войск в Сталинграде;
б) провала немецкого наступления на Курской дуге, освобождение Орла и Белгорода;
в) освобождения Киева? |
Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»:
а) на правом берегу Днепра;
б) на Таманском полуострове;
в) на южном берегу Сивашского залива? |
Кто командовал Западным фронтом во время контрнаступления Красной армии под Москвой:
а) И.С.Конев;
б) К.К.Рокоссовский;
в) Г.К.Жуков? |
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны произошёл:
а) в 1942-1943 гг.;
б) в 1941-1942 гг.;
в) в 1943-1944 гг. |
План захвата Северного Кавказа немецкими войсками был назван:
а) «Уран»;
б) «Цитадель»;
в) «Эдельвейс». |
Первое поражение немцы потерпели:
а) под Смоленском;
б) под Москвой;
в) под Сталинградом. |
Кто из советских военачальников командовал войсками на Дальнем Востоке во время войны с Японией:
а) Р.Я.Малиновский;
б) А.М.Василевский;
в) К.К.Рокоссовский? |
Германский план нападения на СССР предусматривал:
а) расчленение СССР на отдельные государства;
б) сохранение СССР как единого государства;
в) уничтожение единого государства, колонизацию европейской части СССР. |
Что означает понятие «вермахт»:
а) немецкая армия;
б) немецкая авиация;
в) охранные отряды? |
Верховным Главнокомандующим в годы войны был:
а) Г.К.Жуков;
б) И.В.Сталин;
в) К.Е.Воршилов. |
Второй этап - работа в учебных шестёрках. От каждой шестёрки в работе участвуют у доски по три
ученика, которые за 3 мин. на листе ватмана должны написать термины, даты, имена, связанные с
заявленной темой. Таким образом, создаётся банк опорных слов по темам:
1. Сталинградская битва
2. Битва за Москву
3. Курская битва
4. Битва за Берлин
5. Партизанское движение в годы войны.
Когда листы заполнены, они раздаются группам, которые должны составить конспект по данной теме с
использованием опорных слов (5 мин.). После этого заслушиваются и оцениваются итоговые работы. (На
этом этапе работы звучит музыкальная вставка «Эх, дороги...») |
Третий этап - работа в тройках с текстами документов. Цель - проанализировать документ, ответить на вопросы к нему, делая записи на листах. |
Из воспоминаний К.Симонова
«Сталин несёт ответственность не просто за тот факт, что он с непостижимым упорством не желал
считаться с важнейшими донесениями разведчиков. Главная его вина перед страной в том, что он создал
гибельную атмосферу, когда десятки вполне компетентных людей, располагавших неопровержимыми
документальными данными, не располагали возможностью доказать главе государства масштаб
опасности и не располагали правами для того, чтобы принять достаточные меры к её предотвращению».
1. Согласны ли вы с мнением известного писателя? Проиллюстрируйте высказывание К.Симонова
конкретными историческими примерами.
2. Как вы думаете, почему Сталин столь упорно игнорировал все предупреждения о готовящемся
немцами ударе против СССР? |
Из военного дневника генерал-полковника Ф.Гальдера
«3.07.41г. (12-й день Восточной кампании.)
С моей стороны не будет слишком смелым утверждать: немецкая кампания против России выиграна в
пределах 14 дней. Разумеется, тем самым, она ещё не закончена. Обширность территории и упорство
всеми средствами оказываемого сопротивления потребует от нас ещё несколько недель».
«4. 08.41 г. (47-й день.) Становится всё очевиднее, что колосс Россия, который сознательно готовился к
войне... был нами недооценён. Эта констатация относится как к организационным, так и к экономическим
силам, а в особенности к чисто военному потенциалу. Начиная войну, мы рассчитывали иметь против
себя примерно 200 вражеских дивизий. Но теперь мы насчитываем их уже 360. Эти дивизии, конечно, не
вооружены и не оснащены в нашем понимании этого слова, и командование ими в тактическом
отношении во многом неудовлетворительно. Но они есть. И если дюжина их разбита, русские
выставляют новую дюжину. Они выигрывают время благодаря тому, что находятся поблизости от своих
источников силы, а мы всё больше от них удаляемся».
1. Сравните записи в дневнике. Почему так разнятся выводы генерала?
2. Чем объясняет генерал Гальдер относительный успех советских войск?
3. Какие факторы вы бы могли назвать ещё? |
Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 года.
<...>
а) «сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город, если возможно, артиллерией и авиацией...;
б) когда террор и голод сделают свое дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей...;
в) весной мы проникнем в город, вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район cевернее Невы Финляндии». |
Из приказа начальника германского военно-морского штаба 29.09.41 г.
«Совершенно секретно.
Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург. Существование этого большого города не будет
представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советской России...
Предлагается подойти ближе к городу и уничтожить его как с помощью артиллерийского обстрела из
орудий различного калибра, так и с помощью длительных воздушных атак...
Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой, которая не может и не должна
решаться нами. В этой войне ... мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого
большого города».
В зарубежной, да и в российской прессе иногда поднимается проблема о том, что более гуманным со
стороны советского руководства было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона
ценой неисчислимых жертв. Можно ли согласиться с подобной точкой зрения? |
Из приказа Ставки Верховного Главнокомандования № 270 от 16.08.41.
«Приказываю:
1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в
плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших
присягу и предавших свою Родину дезертиров. Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров
расстреливать на месте подобных дезертиров...
2. Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от
вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности,
чтобы пробиться к своим, и, если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора
врагу предпочтут сдаться в плен, - уничтожать их всеми средствами ... а семьи сдавшихся в плен
красноармейцев лишать государственного пособия и помощи».
1. Каковы были причины появления столь сурового приказа?
2. О каких особенностях военного времени можно узнать из данного приказа? |