ИСТОРИЯ МОСКВЫ В XX СТОЛЕТИИ: РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ
(фрагмент урока)

И.С.Хромова, учитель гимназии № 38, Москва

Изучение отечественной истории XX в, - в IX классе общеобразовательной школы или в XI классе гимназии — ставит перед преподавателем и школьниками непростые вопросы. Вопросы эти ветвятся и множатся, убедительные ответы находятся далеко не всегда; история как будто встает на дыбы и не желает укладываться в гладкие, логично выстроенные параграфы текста. Ученики, впрочем получают информацию об истории советского времени в основном не из учебников и не на уроках. Ребята воспринимают разговоры в семье, порой - может быть, и без особой охоты - слушают, как бабушки и дедушки вспоминают молодость и попутно дают оценки событиям Отечественной воины или реформам Н.С.Хрущева. Из телевизора то и дело звучат суждения реплики, случайно брошенные фразы о Сталине и сталинизме, о тоталитаризме и демократии и т.п.
Преподаватель истории не в состоянии оградить учеников от потока подобной информации самого разного качества иногда явно искаженной, но может (и, вероятно, должен) научить подростков разбираться в источниках сведений - размышлять о событиях и людях, учитывая субъективность мнений очевидцев - сомневаться в выводах; не удивляться тому, что в исторической науке есть спорные проблемы.
Приведенные ниже описания фрагментов уроков, возможно, помогут наметить некоторые способы решения этих задач. Речь пойдет о работе с документами на уроках истории.
Пожалуй, самая простая форма работы с письменными источниками - это их включение непосредственно в текст школьной лекции. Естественно что в этом случае предпочтительны документы, небольшие по объему и хорошо воспринимаемые на слух (без обильных статистических данных или сложных терминов). Учитель может просто проиллюстрировать цитатой из источника свою мысль или устроить краткое обсуждение документа. <…>
Другой вид работы с источниками предполагает использование целого урока (возможно, и спаренных часов). Это - работа с документами в группах (с последующими выступлениями представителей групп перед всем классом и ответами на возникающие вопросы).
Далее приводится разработка урока.

«Организация обороны Москвы в 1941 г.»

Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых получает тематическую подборку документов с вопросами.
Первая группа разрабатывает проблему «Меры властей по организации обороны Москвы». Учащиеся получают следующие документы.

1. Постановление ГКО «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы»

Сов. секретно. Особой важности

15 октября 1941 г.
Ввиду неблагополучного положения в районе Можайской оборонительной линии Государственный Комитет Обороны постановил:
1. Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в г. Куйбышев. (НКПС — т. Каганович — обеспечивает своевременную подачу составов для миссий, а НКВД — т. Берия — организует их охрану.)
2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также Правительство во главе с заместителем Председателя СНК т. Молотовым (т. Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке).
3. Немедля эвакуироваться органам Наркомата обороны и Наркомвоенмора в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба—в Арзамас.
4. В случае появления войск противника у ворот Москвы поручить НКВД - т. Берия и т. Щербакову — произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также все[го] электрооборудовани[я] метро (исключая водопровод и канализацию).
Председатель Государственного Комитета Обороны И.Сталин

2. Постановление ГКО от 19 октября 1941 г.

Сим объявляется, что оборона столицы на рубежах, отстоящих на 100—120 километров западнее Москвы, поручена командующему Западным фронтом генералу армии т. Жукову, а на начальника гарнизона г. Москвы генерал-лейтенанта т. Артемьева возложена оборона Москвы на ее подступах.
В целях тылового обеспечения обороны Москвы и укрепления тыла войск, защищающих Москву, а также в целях пресечения подрывной деятельности шпионов, диверсантов и других агентов немецкого фашизма Государственный Комитет Обороны постановил:
1. Ввести с 20 октября 1941 г. в г. Москве и прилегающих к городу районах осадное положение.
2. Воспретить всякое уличное движение как отдельных лиц, так и транспортов с 12 час. ночи до 5 час. утра, за исключением транспортов и лиц, имеющих специальные пропуска от коменданта г. Москвы, причем в случае объявления воздушной тревоги передвижение населения и транспортов должно происходить согласно правил[ам], утверждены[м] московской противовоздушной обороной и опубликованы[м] в печати.
3. Охрану строжайшего порядка в городе и в пригородных районах возложить на коменданта г. Москвы генерал-майора т. Синилова, для чего в распоряжение коменданта предоставить войска внутренней охраны НКВД, милицию и добровольческие рабочие отряды.
4. Нарушителей порядка немедля привлекать к ответственности с передачей суду Военного трибунала, а провокаторов, шпионов и прочих агентов врага, призывающих к нарушению порядка, расстреливать на месте.
Государственный Комитет Обороны призывает всех трудящихся столицы соблюдать порядок и спокойствие и оказывать Красной Армии, обороняющей Москву, всяческое содействие.

Председатель Государственного Комитета Обороны И.Сталин.

3. Из речи И.В.Сталина на параде Красной Армии 7 ноября 1941 г. на Красной площади в Москве

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!
Пусть осенит вас победное знамя великого Ленина.

Вопросы к документам

1. Как в документах отражаются взгляды властей на возможный исход битвы за Москву? Можно ли проследить эволюцию этих взглядов?
2. Какие меры из числа предложенных Вы считаете наиболее необходимыми и эффективными? Почему?
3. Какие меры, названные в документах, отражают особое положение Москвы как столицы СССР?
4. На каких моральных ценностях и идеях основана речь Сталина?
5. Какую общую оценку можно дать деятельности властей, направленной на организацию обороны города? Что повлияло на позицию властей?
Вторая группа занимается проблемой «Быт осажденной Москвы» и анализирует другие документы.

1. Из дневника Оксаны Собчук, ученицы московской школы № 29

Зима 1941 г. Холодная была зима в этот год. Холодная, неприятная. Вначале наш дом еще отапливался, горел свет. Жизнь походила немного на нормальную. С января отопление прекратилось, в комнате наступил нестерпимый холод. Я каждый день ходила на занятия в группу, где тоже было холодно. В это время мою маму взяли в госпиталь, и мы остались жить в доме втроем: я, мой двухлетний братик и кот Барсик. Забыла золотых рыбок, оставшихся в живых. Мне одной надо было спасать все эти живые существа от голода и холода. Уходя на занятия, я укладывала моего брата в постель и опускала маскировочные занавески. Рыбок укрывала одеялом. Барсик лежал на подушках. <...>
После занятий домой не иду, а лечу и застаю такую картину: кот Барсик лежит под одеялом с Валериком. <...> Аквариум с рыбками совсем примерз, но рыбы остались живы, хотя они и золотые. Всю эту ораву надо кормить. Обед был скромный. Мы ничего не варили: было не из чего и не на чем. Садились на диван один около другого и получали по порции хлеба. Каждый день походил на другой, и так дожили мы до весны. И никто не замерз до смерти. Я закончила занятия в группе и начала сдавать экзамены за 6-й класс.

2. Из дневника Л.Г.Дрейцера, врача 8 августа 41 г.

Участились воздушные тревоги. Население быстро и ловко тушит зажигалки. <...> В 11 часов вечера вызов в метро «Сокол». Внизу в 4 ряда на полу лежат люди, больше женщины и дети. Лежат они в определенном порядке. Каждая семья имеет свой участок. Стелют газеты, потом одеяла и подушки. Дети спят, а взрослые развлекаются по-разному. Пьют чай, даже с вареньем. Ходят к друг другу в гости. Тихо беседуют. Играют в домино. Несколько пар шахматистов окружены болельщиками. Многие читают книги, вяжут, штопают чулки, чинят белье — словом, устроились прочно, надолго. Места постоянные, «абонированные». По обе стороны туннеля стоят поезда, где на диванах спят маленькие дети.

3. Из воспоминаний Н.П.Кармазина, заместителя директора автомобильного завода им. И.А.Лихачева

С самого начала войны завод ускорил темпы выпуска машин. 29 июня месячный план выпуска автомобилей был выполнен. Завод срочно подготовил к выпуску вездеход ЗИС-22. Вся деятельность многотысячного коллектива была подчинена лозунгу: работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт, выполнять две нормы. И если в июле 560 человек выполнили норму на 200%, то в августе — уже 1092. Особенно отличились фрезеровщики Евсеев, Назаров, Марченко, Кабанов, токари Кудашкин, Талдыкин, Камолов, автоматчики Власов, Никифоров и др.
30 июля 1941 г. коммунисты механосборочного цеха №1 на своем собрании вынесли решение ежемесячно до окончания войны с германским фашизмом отчислять свой однодневный заработок в фонд обороны Родины. Эту инициативу горячо поддержал весь коллектив завода.
Враг рвался к Москве. Государственный Комитет Обороны принимал все меры для обороны столицы. 13 октября на партийных собраниях в цехах были обсуждены меры по оказанию помощи фронту и обороне столицы. В оборонительных работах по строительству дотов, противотанковых рвов участвовало свыше 7000 автозаводцев. Только на 15-м километре Волоколамского шоссе работало около 2000 человек. <...>
10 октября 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял решение о срочной эвакуации из Москвы промышленных предприятий. 15 октября после первой смены завод прекратил работу, и в ночь на 16 октября начался срочный демонтаж оборудования. <...>
Часть коллектива завода осталась в Москве. В ночь на 16 октября было принято решение об организации производства вооружения для фронта на базе оставшихся на заводе цехов. Требовалось в самые сжатые сроки освоить технологию производства и обработку деталей минометов. Эту работу возглавили старейшие кадровики завода П.А.Гончаров и В.И.Чистов. Было организовано также производство снарядов, мин и деталей реактивных снарядов для «катюш».

Вопросы к документам

1. Какие черты быта горожан описаны в документах?
2. Какие проблемы решали москвичи во время осадного положения?
3. Какие факторы в то время влияли, по-вашему, на настроение людей?
4. Что такое бытовой героизм? Когда он необходим — и необходим ли вообще?

Третья группа изучает тексты тематического блока «Неудачи в организации обороны Москвы». Ребятам предлагаются, например, следующие документы:

1. Из документов военной комендатуры г. Москвы

По неполным данным, из 438 предприятий, учреждений и организаций столицы сбежало 779 руководящих работников. В результате этого были похищены материальные ценности, разбазарено государственное имущество. Это подтверждают такие данные: с 16 по 18 октября бежавшими руководящими работниками были похищены наличными деньгами 1 484 000 рублей, разбазарено ценностей и имущества на сумму 1 051 000 рублей и угнано 100 легковых и грузовых автомашин.

2. Из воспоминаний Б.Я.Чмелева, чекиста

Единственная дорога, которая еще связывала Москву с другими городами страны, — это была дорога на Рязань. Все другие были либо перекрыты немцами, либо обстреливались. Уже стали грабить магазины, прежде всего ювелирные, а наши группы уже задерживали этих негодяев. Я помню, что мы отправили в трибунал одного из таких ворюг, который пытался вывезти на детской коляске два чемодана с бриллиантами и золотом... Два полных чемодана! <...>
У людей уже появилось неверие в то, что Москву удастся удержать, народ бежал из города. Кто в чем. Хватали какие-то чемоданчики, портфельчики, сумочки, набивали каким-то барахлишком. Народ шел валом по Рязанскому шоссе. Начинался исход из Москвы... Так продолжалось дня три, не больше, — с 16 по 20 октября.

3. Из воспоминаний Г.В.Решетина

14 октября мы все должны были готовиться к эвакуации. Но... Придя утром на завод 14 октября, обнаружили отсутствие руководства: оно уже уехало. Поднялся шум. Рабочие направились в бухгалтерию за расчетом: по закону нам положено выплатить двухмесячный заработок. Кассира нет. Начальства нет. Никого нет. Начались волнения. Стены легких фанерных перегородок в бухгалтерии трещат под напором людей. Наконец часам к двум выяснилось, что деньги сейчас будут выданы. Нам предложено, кто пожелает, следовать в Ташкент, по возможности самостоятельно. Часть эшелонов с оборудованием уже ушла, остальные грузятся, но всем предоставить места в вагонах не удастся.

Вопросы к документам

1. В чем проявились недостатки в организации жизни Москвы осенью 1941 г.?
2. Была ли у городских властей реальная возможность не допустить «московской паники» и избежать ее последствий?
3. Можно ли найти связь между негативными явлениями в осажденной Москве и довоенной жизнью страны?
4. По каким причинам некоторые москвичи повели себя некорректно и даже преступно в осенние дни 1941 г.?
Желательно, чтобы по ходу выступлений представителей групп учитель давал короткие пояснения, отмечал особенности источников. Тогда после работы у ребят сложатся более рельефные представления об изучаемых явлениях и событиях.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ