Советский тыл в годы войны
(МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ) |
Чернова Марина Николаевна, учитель истории лицея № 1560, Москва. |
Задачи урока: расширить и углубить знания учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу; подчеркнуть массовый героизм и самоотверженность нашего народа (в том числе наших родных) во имя спасения родины и его вклад в победу; сформировать представление о взаимоотношениях общества и власти, о некоторых изменениях тоталитарной системы под воздействием военного времени.
В воспитательных целях особенно следует подчеркнуть, что тяжелейший труд в тылу — это труд наших родных, тех кто окружает сегодня нас, и тех, к кому мы должны быть внимательны и уважительны.
В лекционное изложение нового материала учитель может включить документы, что не исключает использования вопросов, цель которых — помочь школьникам в анализе текста документов, в понимании заключенной в них информации. |
ПЛАН УРОКА
1. Перевод народного хозяйства на военный лад. Усиление централизации и регламентации жизни общества.
2. Героизм и самоотверженность народа; условия жизни, труда и быта в тылу.
3. ГУЛАГ в годы войны.
4. Общество и власть.
5. Депортация народов. |
Война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности. Она вызвала огромный морально-политический подъем, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Это стало основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу.
В целях мобилизации всех ресурсов государства в первые дни войны началась коренная перестройка жизни страны на военный лад. Программой деятельности тружеников тыла стал лозунг «Все для фронта, все для победы!»
Экономическая ситуация в значительной степени осложнялась тем, что противником в начале войны было захвачено более 1,5 млн. кв. км территории, где проживало 74,5 млн. человек и выпускалось до 50% промышленной и сельскохозяйственной продукции. Продолжать войну пришлось, имея в тылу промышленный потенциал чуть ли не начала 1930-х гг.
24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации под председательством Н.М.Шверника. Массовые эвакуационные перевозки в довоенном мобилизационном плане не были предусмотрены, поэтому перед руководителями различного уровня стояли сложнейшие вопросы, требовавшие оперативных действий. В крайне тяжелых условиях эвакуировались предприятия Запорожья, Днепропетровска, Краматорска, Харькова, Ленинграда. В течение июля — ноября 1941 г. в восточные районы было перебазировано 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 крупных военных. Они разместились в Поволжье, на Урале, в Западной и в Восточной Сибири, в Казахстане и Средней Азии. В рекордные сроки эти предприятия вводились в строй. Так, на Магнитогорском комбинате за несколько месяцев была сооружена крупнейшая в Европе доменная печь №5 мощностью 1400 т чугуна в сутки (в мирное время на строительство домны требовалось 2,5 года).
С этой позиции война явилась апогеем в реализации возможностей советской тоталитарной системы. Несмотря на огромные трудности, режим смог использовать такие преимущества, как сверхцентрализация управления, огромные природные и людские ресурсы, отсутствие личной свободы, а также вызванное патриотическими чувствами напряжение всех сил народа.
Война изменила прежний трудовой режим. Увеличивался рабочий день, вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись отпуска. Положение тружеников было крайне тяжелым.
Учитель предлагает ребятам обратиться к документу и ответить на вопросы.
|
Указ Президиума Верховного Совета СССР
«О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»
В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятия, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-х часов в день.
2. Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день.
3. Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудью — в течение шести месяцев кормления.
4. Оплату обязательных сверхурочных работ рабочим и служащим производить в полуторном размере.
5. Отменить очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией за неиспользованный отпуск во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях. Отпуска предоставлять лишь в случае болезни. Отпуска по беременности и родам предоставлять в соответствии со ст. 14 постановления Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года.
Председатель Президиума Верховного
Совета СССР М.Калинин
Секретарь Президиума Верховного
Совета СССР А.Горкин
Москва, Кремль. 26 июня 1941 года. |
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ
1. Как изменились условия труда по сравнению с предвоенным временем? Считаете ли Вы подобные меры необходимыми?
2. Чем, на Ваш взгляд, объяснить специальную статью указа о молодежи, не достигшей 16 лет к июню 1941 г.?
3. Выясните, кто из Ваших родных находился в подростковом возрасте в годы войны. Какова роль подростков в работе тыла? |
Ушедших на фронт мужчин на предприятиях, в колхозах заменяли женщины, пенсионеры и подростки. 40% численности рабочих в промышленности составляли женщины. 360 тыс. учащихся VIII—X классов пришли на производство во второй половине 1941 г. В 1944 г. среди рабочего класса насчитывалось 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков.
В годы войны участников трудового фронта оценивали зачастую наравне с фронтовиками. Характер и режим труда людей в тылу мало чем отличался от многих видов работ во фронтовой полосе. Нагрузка была чудовищная. Кроме основной работы, подавляющее большинство трудилось по мобилизации на непосильных сверхурочных работах. Они заготавливали топливо и продовольствие для фронта и тыла, вручную разгружали многотонные составы с каменным углем, вагоны с ранеными, возводили оборонительные сооружения, дежурили в госпиталях, в качестве доноров сдавали кровь. На тяжелых работах многие подростки были покалечены.
Учитель обратит внимание школьников на то, что среди этих людей были и их родные (прабабушки, бабушки, дедушки), так как все семьи затронула война. Именно их самоотверженный труд обеспечивал армию всем необходимым для победы. |
Учитель предлагает выяснить к следующему уроку: как живут эти люди сегодня? Чем мы можем им помочь? Как поддержать тех, кто рядом с нами? Какую заботу о них проявить?
За особые отличия в тылу 198 человек были удостоены звания Героя Социалистического Труда, 16 млн. — награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Однако, говоря о трудовых свершениях и проявленном в тылу массовом героизме, не следует забывать, что война подорвала здоровье народа. Плохо устроенный быт, недоедание, отсутствие медицинского обслуживания стали нормой жизни миллионов людей.
На уроке мы отмечаем, что значительный вклад в дело победы (добыча полезных ископаемых, производство снарядов, пошив обмундирования) внесли заключенные ГУЛАГа (к началу войны количество заключенных достигло чудовищных размеров — 2 млн. 300 тыс. человек; в 1943 г. — 983974 человека). |
В справке о числе спецпоселенцев и заключенных, используемых в народном хозяйстве в годы войны, приводятся следующие цифры: лесоповал — 400 тыс. человек, шахты — 1 млн., сельское хозяйство — 200 тыс., поставка предприятиям по договорам — 1 млн., обслуживание лагерей — 600 тыс., изготовление лагерного инвентаря — 600 тыс., строительные работы — 3,5 млн. человек.
Учитель ставит вопрос: как Вы можете объяснить сохранение огромного числа узников ГУЛАГа даже в годы войны, когда не хватало людей на фронте? Какую роль играла система ГУЛАГа в создании и укреплении тоталитарной системы, в судьбах отдельных людей, целых народов?
Тыл направлял на фронт оружие, боеприпасы, военную технику, продовольствие и обмундирование. Достижения промышленности сделали возможным уже к ноябрю 1942 г. изменить соотношение сил в пользу советских войск. Количественное увеличение производства боевой техники и вооружения сопровождалось быстрым улучшением их качественных характеристик, созданием новых типов машин, артиллерийских систем, стрелкового оружия.
Так, средний танк Т-34 оставался лучшим танком Второй мировой войны; в конце 1943 г. началось производство нового тяжелого танка ИС, который превосходил однотипный фашистский танк Т-У («Пантера»). В том же 1943 г. началось серийное производство самоходно-артиллерийских установок (САУ).
1943 г. стал годом коренного перелома в деятельности советского тыла.
В ходе войны улучшались тактико-технические данные самолетов. Появились более совершенные истребители Ла-5, Як-9, Як-7; было освоено серийное производство штурмовика Ил-2, прозванного истребителем танков, аналога которому германской промышленности так и не удалось сделать. В целом, располагая меньшим, чем Германия, военным потенциалом, СССР произвел за годы войны гораздо больше (по некоторым оценкам, почти в 2 раза) современной боевой техники. Большой вклад в победу внесли деятели науки. А.П.Александровым был получен эффективный метод защиты кораблей от магнитных мин; Е.О.Патон разработал метод автоматической сварки брони; М.Т.Калашников изобрел новую конструкцию автомата, а затем ручного пулемета.
Укреплению народного духа способствовала активная деятельность творческой интеллигенции: писателей, музыкантов, актеров, режиссеров, художников.
|
Сталинская система под воздействием патриотического подъема и экстремальной ситуации не могла не претерпевать некоторых изменений. В августе 1942 г., осознав свой явно недостаточный профессионализм в военных делах, Сталин сделал заместителем Верховного Главнокомандующего Г.К.Жукова. При назначении на высшие командные посты Сталин ставит на первый план теперь уже не личную преданность и политическую благонадежность, а военное мастерство. В крайне экстремальных условиях система была вынуждена дать возможность народной энергии развернуться в полную мощь, при этом, конечно, используя ее в своих целях. Усилилось влияние русской Православной церкви, были открыты сотни православных храмов. Сталин был вынужден согласиться на избрание патриарха, которым в 1943 г. решением Поместного собора стал Сергий. В ходе войны в сознании народа начинают происходить колоссальные изменения. Очевидно, что без пробуждения личной ответственности, осознания каждым собственной необходимости и значимости мы бы не выиграли войну. Именно с этими изменениями Сталин начнет борьбу сразу же после победы. |
Однако некоторое смягчение тоталитарного режима в годы войны не меняло его сущности. В течение военных лет Сталин предпринимал акции по разобщению и наказанию целых народов. В 1941 г. жертвой геноцида стали калмыки, которые были загнаны в товарные вагоны и переселены в восточные районы страны. В том же году были выселены карачаевцы, в 1944 г. — чеченцы, ингуши, крымские татары. При выселении использовались войска НКВД, огромное количество транспорта, столь необходимого на фронте и в тылу. Депортированных разместили в Средней Азии, Казахстане, Сибири. Никого не смущало, что среди депортированных находились отцы, матери, жены и дети тех, кто сражался на фронте, и даже Герои Советского Союза.
Изучение вопроса о депортации народов учитель может организовать на основе работы с документами (Тыл. Оккупация. Сопротивление: Пакет-комплект документов «История». М., 1993. С. 43-46, 97). |
Указ Президиума Верховного Совета СССР
«О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья»
от 28 августа 1941 г.
По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, полученному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья.
О наличии такого большого количества диверсантов и шпионов среди немцев, проживающих в районах Поволжья, советским властям никто не сообщал, следовательно, немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов советского народа и Советской власти.
В случае, если произойдут диверсионные акты, затеянные по указке из Германии немецкими диверсантами и шпионами в республике немцев Поволжья или в прилегающих районах, и случится кровопролитие, Советское правительство по законам военного времени будет вынуждено принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья. Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы с тем, чтобы переселяемые были наделены землей и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах.
Для расселения выделены изобилующие пахотной землей районы Новосибирской и Омской областей и Алтайского края, Казахстана и другие соседние местности. В связи с этим Государственному Комитету Обороны предписано срочно произвести переселение всех немцев Поволжья и наделить переселенцев немцев Поволжья землей и угодьями в новых районах. |
Телеграмма
Государственный комитет обороны
И.Сталину
<...> Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма.
Считаем целесообразным расселить крымских татар в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР для использования на работе как в сельском хозяйстве — колхозах и совхозах, так и в промышленности и транспорте. Вопрос о расселении татар в Узбекской ССР согласован с секретарем ВКП(б) Узбекистана тов. Юсуповым.
По предварительным данным, в настоящее время в Крыму насчитывается 140-160 тыс. населения. Операция по выселению будет начата 20-21 мая и закончена 1 июля. Представляя при этом проект постановления, прошу Вашего решения.
10 мая 1944г.
Народный комиссар внутренних дел СССР
Л.Берия |
Телеграмма Л.Берии Сталину
Для усиления проведения операции по выселению чеченцев и ингушей после Ваших указаний в дополнение к чекистско-войсковым мероприятиям проведено следующее:
1. Было доложено председателю СНК Чечено-Ингушской АССР Молаеву о решении правительства о выселении чеченцев и ингушей и о мотивах, которые легли в основу этого решения.
Молаев после моего сообщения прослезился, но взял себя в руки и обещал выполнить все задания, которые будут ему даны в связи с выселением. Затем в Грозном вместе с ним были намечены и созваны 9 руководящих работников из чеченцев и ингушей, которым и было объявлено о ходе выселения чеченцев и ингушей и причинах выселения.
<...> 40 республиканских партийных и советских работников из чеченцев и ингушей нами прикреплены к 24 районам с задачей подобрать из местного актива по каждому населенному пункту 2-3 человека для агитации.
Была проведена беседа с наиболее влиятельными в Чечено-Ингушетии духовными лицами Б.Арсановым, А.-Г.Яндаровым и А.Гайсумовым, они призывались оказать помощь через мулл и других местных авторитетов.
<...> Выселение начинается с рассвета 23 февраля с.г., предполагалось оцепить районы, чтобы воспрепятствовать выходу населения за территорию населенных пунктов. Население будет приглашено на сход, часть схода будет отпущена для сбора вещей, а остальная часть будет разоружена и доставлена к местам погрузки. Считаю, что операция по выселению чеченцев и ингушей будет проведена успешно.
22 февраля 1944 г. Л. Берия |
Рассказ Саламата Гаева
«Чтобы обучиться этикету — иди в Нашха», — говорили наши отцы. Корни происхождения чеченцев и ингушей выходят из Нашха. В общество Нашха входили такие аулы: Хийла, Чармаха, Моцкара, Тийста, Хайбах...
Вайнахов выселили с родины 23-24 февраля 1944 года, а из этих аулов через 2-3 дня собрали больных тифом, стариков, детей, путников на дорогах, отставших от своих семей, а также тех, кто выпасал домашний скот в кошарах, и всех пригнали в последний аул Хайбах. Обложив сеном конюшню, туда загнали всех, кто попался им в руки. Там всех сожгли. Многие из них были из этого аула:
Гаев Тута — 110 лет.
Гаева Сарий, его жена — 100 лет.
Гаев Хату — 108 лет.
Гаева Морем, его жена — 90 лет.
Гаев Алаудди Хатуевич — 45 лет.
Гаев Хасабек Хатуевич — 50 лет.
Жена Алаудди — Хеса — 30 лет.
Родившиеся в ту ночь от этой женщины близнецы — Хасан и Хусейн.
Семья жителя этого аула Газоева Гезамахмы: жена — Зано — 55 лет. |
ПОЯСНЕНИЯ К ДОКУМЕНТАМ
Специальные задания правительства — операции по насильственному выселению народов по сфабрикованным необоснованным обвинениям в места спецпоселений.
Спецпоселения — места расселения граждан, представителей народов, незаконно обвиняемых в предательстве или необоснованно подозреваемых в возможном пособничестве немецко-фашистским захватчикам. Например, жители Кабардино-Балкарии и Чечено-Ингушетии были на спецпоселение высланы в Среднюю Азию, а граждане Литвы, Латвии и Эстонии — преимущественно в Сибирь и за Урал. Жители спецпоселений находились под надзором НКВД и НКГБ, не имели права покинуть места поселения, были лишены гражданских прав, очень редко принимались на работу по специальности, не допускалось обучение молодежи в институтах.
Особый отдел — один из органов советской военной контрразведки по борьбе с подрывной деятельностью противника, вражеских агентов в районе боевых действий, в местах нахождения военных объектов. |
СПРАВКА ОТДЕЛА СПЕЦПОСЕЛЕНИЙ
НКВД СССР о количестве спецпоселенцев на октябрь 1946 г.
Всего находилось на спецпоселении 2463940 чел., из них мужчин - 655674, женщин - 829084, детей до 16 лет - 979182.
Наибольшее количество спецпоселенцев расселено: Казахская ССР- 890698 чел., Узбекская ССР - 1 79992 чел., Кемеровская обл. - 129423 чел., Киргизская ССР - 120858, Молотовская обл. - 115436 чел., Свердловская обл. - 113746, Красноярский край - 112316 чел., Алтайский край - 35381 чел., Новосибирская обл. - 92968 чел., Томская - 83276, Тюменская - 56611, Челябинская - 51865, Омская обл. - 44767.
В числе спецпоселенцев находились: чеченцы и ингуши - 400478 чел. (мужчин - 97441, женщин - 110818, детей до 16 лет - 191919), карачаевцы - 60139 чел. (10595, 16860, 32557); балкарцы - 32817 чел. (6147, 10284, 16386); калмыки - 81672 (19506, 24169, 32957); крымские татары, болгары, греки - 193959 чел. (43135; 68343, 82481); немцы - 774178 (122336, 296014, 355828), мобилизованные немцы — 121459 чел. (71207, 50252), бывшие кулаки — 377121 (165519, 203893, 208309); турки, курды, хемшины — 84402 чел. (16353, 23277, 44772); оуновцы - 29351 чел. (5526, 14069, 9756); фольксдойче - 2681 чел. (442, 1551, 688), немецкие пособники - 3185 (335, 1557, 1093), истинно православные христиане - 1212 (102, 659, 451); переселенцы из Литовской ССР - 5426 (1170,2311,1945); власовцы - 95386 чел. (95359, 27). |
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТАМ
1 Как в документах объясняются причины выселения чеченцев, ингушей, крымских татар? Считаете ли Вы эти объяснения убедительными?
2. Возможно ли, на Ваш взгляд, говорить о предательстве целого народа?
3. Какими силами и как проводилось выселение народов? Какова была в этом роль армии, НКВД, правительства?
4. Как можно объяснить методы, применяемые при выселении народов? Почему с ними соглашалось большое число людей, участвовавших в выселении?
5. Как документы характеризуют национальную политику сталинского руководства в военные и послевоенные годы?
В качестве домашнего задания ребятам предлагается соответствующий материал учебника; задание на выяснение степени социальной защищенности участников трудового фронта. В целях углубления изучения темы возможно (по усмотрению учителя) предложить одному или нескольким ученикам подготовить сообщение о жизни и судьбе деятелей (деятеля) культуры в годы войны. |