«ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕНА ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЕ 1941-1945 гг.»: МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ В 9 КЛАССЕ

Т.В.Коваль, Московская экономическая школа
С.И.Козленко, кандидат педагогических наук, Московский институт открытого образования

Цели урока. На основе осмысления старшеклассниками исторического значения Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, вклада СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, развития мировоззренческих убеждений учащихся; расширения их социального опыта; развития способностей учащихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей; определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.
Необходимо учитывать то, что урок завершает изучение темы и позволяет опереться на знание таких вопросов, как причины, участники, основные этапы военных действий во Второй мировой войне, итоги войны; создание и значение антигитлеровской коалиции, деятельность ее лидеров (Ф.Д.Рузвельта, И.В.Сталина, У.Черчилля), роль СССР в коалиции; «новый порядок» на оккупированных территориях, политика геноцида, Холокост; движение Сопротивления; этапы и крупнейшие сражения и итоги Великой Отечественной войны (Московское сражение, оборона Ленинграда, Сталинградская битва, битва на Курской дуге, битва за Берлин); вклад СССР в освобождение Европы; деятельность выдающихся полководцев; героический труд народа в тылу; политика фашистов на оккупированной территории и мужественная борьба народа в тылу врага (партизанское движение, подполье); главные факторы Победы нашего народа.
Часть вопросов урока предлагается раскрыть в двух вариантах. Вариант Б предполагает более высокий уровень подготовленности класса и учителя, носит проблемный характер, ориентирован на работу с источниками (рекомендуем сборник материалов по отечественной истории под редакцией М.Е.Главацкого).
План урока.
1. Значение Победы в Великой Отечественной войне для России, мира, современной жизни россиян.
2. Причины Победы.
3. Долг памяти перед победителями фашизма.

Вариант А

Для постановки проблемы «В чем значение Победы в Великой Отечественной войне для страны, мира, нашей современной жизни» можно организовать «мозговой штурм».
Задание: работая в группе (из четырех-шести человек), вспомните события из истории России, которые без споров и разногласий называют великими.
Через две минуты представители от каждой группы называют события. Как правило, каждая группа говорит о сражениях Великой Отечественной войны.
Учитель ставит перед классом вопросы: почему именно Великая Отечественная война названа в качестве великого события в истории нашей страны?

РОЛЬ ВОСТОЧНОГО ФРОНТА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Дата Всего войск у Германии
(дивизии)
На советско-германском
фронте
в % На других фронтах в % На оккупированных
землях
в %

22.06.1941

217

153

69,6

2

0,9

62

29,5

01.07.1942

241

184

76,3

3

1,2

54

22,5

01.07.1943

296

196

66,0

8

2,7

92

31,3

01.07.1944

334

172

51,8

98

28,8

64

19,2

01.01.1945

300

179

60,5

107

34,9

14

4,5

Какова роль нашей Победы в истории человечества? Почему через 60 лет после завершения войны мы мысленно постоянно возвращаемся к ней?
При обсуждении вопроса целесообразно использовать информацию о роли советско-германского фронта в разгроме фашизма, людских и материальных потерях, понесенных нашей страной в ходе Великой Отечественной войны.
Всего на советско-германском фронте было разгромлено не менее 2/3 сухопутных сил Германии. Здесь вермахт потерял свыше 73% своего личного состава, около 75% танков, артиллерии и минометов, свыше 75% авиации.
Важно коллективными усилиями класса выйти на центральную идею урока: Великая Отечественная — освободительная война, в ходе которой наша страна отстояла национальную независимость и территориальную целостность, вместе с союзниками спасла мир от фашистского режима. Народ ценой огромных потерь отстоял наше право на жизнь.
Задание группам: назовите самые значимые события Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Кратко объясните, почему именно эти события вы так оценили? Через несколько минут представители групп расскажут о результатах обсуждения.

СООТНОШЕНИЕ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ СССР И ГЕРМАНИИ*

Наименование продукции СССР Германия
 

Июль 1941 — июль 1945

В среднем за год

1941-1945

В среднем за год

Чугун (млн. т)

31,5

7,9

98,1

24,5

Сталь (млн. т)

45,4

11,3

133,7

33,4

Электроэнергия (млрд. кВт-ч)

147,3

36,8

334,0

83,5

Количество танков и самоходных артиллерийских установок (САУ) (тыс.)

95,1

23,8

53,8

13,5

Количество боевых самолетов (тыс.)

108,0

27,0

78,9

19,7

Количество орудий (без минометов) (тыс.)

188,1

47,9

102,1

25,5

* Включая ее союзников в Европе и ресурсы оккупированных Германией территорий.

Людские потери СССР в войне
Общие потери — 27 млн. погибших.
Потери Красной Армии (в том числе в войне с Японией 1945 г.) — 12 млн. человек:
— 5,2 млн. — учтенные боевые потери;
— 1,1 млн. — умершие от ран в госпиталях;
— 0,6 млн. — погибшие от болезней;
— 5,1 млн. — пропавшие без вести и попавшие в плен (известно, что 3,3 млн. погибли в немецких лагерях для военнопленных).
Ранение и ожоги получили — 15,2 млн. человек.
Инвалидами стали — 2,6 млн. человек.
От бомбежек, репрессий, голода и болезней на оккупированной территории погибло — 13 млн. человек.
Угнано в Германию — 5,3 млн. человек:
— 2,2 млн. умерло на работах в Германии от плохого питания и жестокого обращения.
— 0,5 млн., так или иначе служивших оккупационным властям и отступивших на запад с войсками вермахта, не вернулись в СССР.

Вариант Б

Задание группам. Используя источник, определите цели и значение Победы СССР в Великой Отечественной войне. На выполнение задания отводится 3-5 минут.
Из дневника Ф.Гальдера (до 1942 г. начальник генштаба сухопутных войск Германии) 30 марта 1941 г.
11.00 — Большое совещание у фюрера. Почти 2,5-часовая речь...
Наши задачи в отношении России — разгромить ее вооруженные силы, уничтожить государство...
...Колониальные задачи!
Борьба двух идеологий: уничтожающий приговор большевизму не означает социального преступления... речь идет о борьбе на уничтожение... Мы ведем войну не для того, чтобы законсервировать своего противника. Будущая картина политической карты России: Северная Россия отойдет к Финляндии; протектораты в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии. Борьба против России: уничтожение большевистских комиссаров и коммунистической интеллигенции.
Эта война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке сама жестокость — благо для будущего.
Из замечаний и предложений по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера СС Г.Гиммлера.
Начало 1941 г.
Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение этой исторической цели никогда не означало бы полного решения проблемы. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их...
Из выступления по радио У.Черчилля. 22 июня 1941 г.
У [нацистского режима] нет никаких устоев и принципов, кроме алчности и стремления к расовому господству. По своей жестокости и яростной агрессивности он превосходит все формы человеческой испорченности. За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся — да, ибо бывают времена, когда молятся все, — о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры... Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с ее искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную, послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам ползущей саранчи...
Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима... Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем...
Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии.
Поэтому опасность, угрожающая России, — это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам, точно так же, как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, — это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара. Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни.
Из выступления по радио И.В.Сталина. 3 июля 1941 г.
Товарищи! Граждане!
Братья и сестры!
Бойцы нашей армии и флота!
К вам обращаюсь я, друзья мои!
Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается...
Враг жесток и неутомим. Дело идет... о жизни и смерти народов СССР, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение. Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою работу на новый, военный лад, не знающий пощады врагу...
Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск.
Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма... В этой освободительной войне мы не будем одиноки... Наша война за свободу нашего Отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера...
Все силы народа — на разгром врага!
Вперед за нашу победу!
Переходя к вопросу о причинах Победы, учитель ставит вопрос: «Почему наша страна победила?». Эпиграфом к этому этапу урока могут быть строки поэта-фронтовика Булата Окуджавы: «Нам нужна одна Победа — одна на всех, мы за ценой не постоим». Можно поручить одному из старшеклассников прочитать отрывок из стихотворения И.Эренбурга «9 мая».
Она была в линялой гимнастерке,
И ноги были до крови натерты.
Она пришла и постучалась в дом.
Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.
«Твой сын служил со мной в полку одном,
И я пришла. Меня зовут Победа».
Был черный хлеб белее белых дней,
И слезы были соли солоней.
Все сто столиц кричали вдалеке,
В ладоши хлопали и танцевали.
И только в тихом русском городке
Две женщины, как мертвые, молчали.

Вариант А

Обсуждение проблемы проводится в форме беседы. Старшеклассники называют такие истоки победы, как:
— мужество, героизм, стойкость, самоотверженность советских людей, которые понимали, что борьба с врагом и победа над ним — единственная возможность сохранить жизнь своим родным и любимым, своей Родине;
— единение народов Советского Союза, представителей различных конфессий в борьбе с фашизмом;
— превосходство советской экономики в обеспечении фронта, героическая работа тыла;
— превосходство советского военного искусства;
— партизанское движение как составная часть движения Сопротивления;
— создание и деятельность антифашистской коалиции.
Великая победа, главным источником которой были стойкость и героизм народов СССР, изменила социально-психологическую атмосферу в обществе, сознание людей. Патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину были осознанным выбором. Формировались такие качества личности, как инициативность и ответственность, готовность принимать самостоятельные решения. Фронтовики мечтали о послевоенной жизни, в которой не будет места репрессиям и несправедливости — об этом ярко говорят строки письма из действующей армии: «Знаешь, родная, я часто думаю о том, как будут жить люди после войны, мне кажется, что за это время все так научились ценить жизнь — даже в самых простых ее проявлениях, что каждая минута ее будет радостна и каждое движение благостно» (из письма В.Л.Занадворова жене, 19 октября 1942 г.).

Вариант Б

В хорошо подготовленном классе учитель может предложить учащимся сопоставить их выводы с иными взглядами и мнениями, используя документ. Это способствует формированию умений критически осмысливать информацию, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Задание. На основании источника выделите упомянутые автором факторы Победы СССР в войне. Какой фактор автор считает главным? Согласны ли вы с его мнением об источниках Победы? Аргументируйте свою точку зрения.
Из рецензии майора Л.Хатингса на книгу У.Аллена и П.Муратова «Русские кампании 1941-1943 гг.». 1945 г.
Всем известно, что огромные просторы России, русская весенняя и осенняя распутица, жестокие морозы зимой всегда являлись препятствиями на пути иноземных захватчиков. Однако ни в коем случае не следует преувеличивать, когда говоришь о значении этих факторов, и в результате, недооценивать колоссальные успехи... выдающиеся достоинства Красной Армии и ее молодых военачальников...
Одна из главных ошибок немцев заключается тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности русских драться за свою Родину.
Крупнейшие просчеты были допущены немцами также в оценке профессиональных военных качеств советского военного командования и технических успехов, достигнутых всеми родами советского оружия, а в особенности мощной артиллерией. Очевидно также, что, подобно большинству наблюдателей, германский генеральный штаб не имел представления о масштабах, а в отдельных случаях — о расположении огромных промышленных ресурсов России, появившихся в последнее время...
Но причины поражения определяются не одними материальными факторами.... Главный урок русских кампаний состоит в том, что все военное искусство и блестящие технические качества германской армии сошли на нет именно потому, что стратегическое предвидение русских, их стратегическая мысль оказались гораздо более глубокими и дальновидными, чем стратегия, которой руководствовалась германская армия. Превосходство русского командования является несомненным фактом.
В чем состоит наш долг перед соотечественниками — победителями фашизма?
Обсуждение этой проблемы можно провести, предварительно организовав работу в группах.
Задание. Выскажите свое мнение о том, в чем заключается долг Памяти? В каких делах вы можете проявить себя? На выполнение задания отводится 3—5 минут.
При обсуждении ответов старшеклассников учителю рекомендуется напомнить им о программах, реализуемых в городе. В Москве, например, осуществляются программы: «Шестидесятилетие Великой победы», «Нет фашизму», Интернет-проект «Они защищали Родину». Проект посвящен ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла СССР. Организаторы пишут: «Целью проекта является сбор мемуаров ныне здравствующих ветеранов войны и тех, кто в эти годы трудился в тылу. Пока ветераны еще не покинули нас (а каждый день их становится меньше), необходимо собрать и сохранить их свидетельства: о том, что они совершили, как жили, как сражались, как работали, во что верили и на что надеялись. Речь идет об их интервьюировании, сборе и архивировании документальных свидетельств, которыми они владеют (фотографии, письма, документы, справки и т.п.). Эти воспоминания, сохраненные в местах их проживания, не только помогут следующим поколениям понимать, какими были те, кто жил на их или на соседней улице, в соседнем подъезде, в соседней квартире, но и делать правильные выводы об истории XX века (а к этому периоду истории люди будут возвращаться всегда). Это также наш долг перед ними.
Главной проблемой ветеранов является, конечно, здоровье. Но не только. Они думают не только о себе — они озабочены будущим своих детей и внуков, думают о том, что будет с Россией — ведь они защитили ее ценой огромных личных лишений и ценой жизни своих друзей и родных. И мы знаем, что для них самым большим удовлетворением будет вера в то, что и отданные жизни, и все лишения не были напрасны, что Россия жива и процветает. А самой большой наградой для них за это будет ПАМЯТЬ о них — мы это знаем достоверно из встреч с ветеранами. Это еще одна причина — пока наши ветераны еще живы и относительно здоровы — почему мы предлагаем реализовать проект по сбору и сохранению их воспоминаний.
Мы обращаемся ко всем, кто неравнодушен к судьбе России, к памяти тех, кто сохранял ее ценой своей жизни.
Время не ждет — ветераны покидают нас».
После разгрома фашистской Германии под Москвой ее житель записал в своем дневнике: «Москвичи еще только начинают понимать по-настоящему, какое бедствие ожидало их и от какого несчастья они освободились. Потом поймут. Такие величественные события доходят по-настоящему до чувства и до сознания, когда время несколько отодвигает их в прошлое».
Подводя итоги, учитель может обратиться к данным опроса фонда «Общественное мнение», проведенного в декабре 2000 г.
Участники опроса — граждане России — самым важным событием уходящего века, оказавшим влияние на Россию, назвали Великую Отечественную войну 1941 — 1945 гг. Уходят из жизни участники военных событий. Но память об их подвиге, о Победе остается в сердцах россиян.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ