ИЗУЧЕНИЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ

Л.Н.Семенова, г. Гатчина, Ленинградская область

Блокада Ленинграда вошла в мировую историю как пример патриотизма, сознательного, самоотверженного сопротивления врагу.
«Мы победили их, победили морально — мы, осажденные ими!» — писала О.Бергголъц. Публикуемые материалы помогут учителю при подготовке уроков и внеклассных мероприятий, посвященных подвигу Ленинграда.
Великая Отечественная война советского народа продолжалась 1418 дней, а битва за Ленинград длилась 1125. Город на Неве стал настоящей крепостью, которую так и не удалось взять фашистам. Практически полностью изолированные от страны, ленинградцы выстояли в страшную блокаду. Город врагу не сдался.
В школьной программе по истории России на изучение блокады Ленинграда не выделяется специального урока. Но учителя истории Ленинградской области не ограничиваются формальным упоминанием об этой героической и трагической эпопее. Традиционными для школ области стали уроки «Дневник блокадного города», «Ленинград — город-герой», «Мы помним вас, ленинградцы» и другие. Уроки проходят в сочетании с внеурочной и внеклассной патриотической работой школы.
К вопросу обороны Ленинграда школьники прикасаются уже при изучении начального периода войны, ее первых трагических дней. Протокол заседания комиссии по вопросам обороны Ленинграда 4 июля 1941 г. содержит перечень мероприятий советского и партийного руководства по подготовке города к обороне.
На основе краеведческого материала учащиеся изучают ход борьбы за Ленинград на дальних и ближних подступах к городу. Речь идет о Лужском и Красногвардейском оборонительных рубежах, Шлиссельбурге, Новгороде, Тихвине и других центрах сопротивления врагу.
Вниманию читателей предлагается методическая разработка урока по теме «Крепость на Неве». Урок проводится в 11 классе в форме лабораторного занятия. Ставшие сегодня доступными документы позволяют многосторонне осветить тему, обеспечивают возможность как групповой, так и индивидуальной работы учащихся.
Цели урока:
1) подвести учащихся к осознанию того, что с первых дней войны руководство города делало все возможное, чтобы защитить город от вражеского вторжения, мобилизовать население на организацию обороны, превратить Ленинград в военный город;
2) используя умения сравнения, анализа, обобщения представленных материалов, помочь учащимся определить задачи, которые стояли перед жителями города, пути решения этих задач;
3) вызвать у старшеклассников чувства сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом.
В данном варианте проведения урока инициатива в выборе документов целиком принадлежит учителю. Отсюда вытекает та мера ответственности, которая лежит на школьном учителе по воспитанию подрастающего поколения. При проведении других форм урока в процесс отбора документов включаются сами учащиеся.
В пакете документов учащимся предлагаются для анализа фрагменты постановлений Военного совета (ВС) обороны Ленинграда (ранее комиссия) и ВС Ленинградского фронта от 4 июля 1941 г., 25 августа 1941 г. и 3 сентября 1941 г. В результате работы с документами школьники приходят к выводу, что Ленинград уже летом 1941 г. стал военным городом. Кроме этого, следует отметить, что партийные и советские руководители города с июля 1941 г. использовали различные формы организации обороны, затрагивающие все стороны жизни фронтового города. Постепенно вся полнота власти сосредоточилась в руках ВС фронта.
Следующий блок документов иллюстрирует стойкость и мужество ленинградцев, позволяет определить те нравственные качества людей, которые привели к победе над врагом.
Используя документы блокадного города, можно показать роль Ленинграда в оказании помощи стране, в обеспечении армии необходимой военной техникой и людскими ресурсами, вклад промышленного и кооперативного производства города в победу и обеспечение условий выживания ленинградцев.
Представить весь масштаб трагедии, вызванной блокадой, позволяют документы, отражающие ее последствия. Большое образовательное и воспитательное значение имеют документы о культурной и духовной жизни города, в том числе деятельности Русской православной церкви (телеграмма митрополита Ленинградского Алексия И.В.Сталину о сборе средств на постройку колонны танков в Ленинградской епархии от 12 января 1943 г.).
Завершается урок домашним заданием, цель которого помочь учащимся сформировать личностное отношение к истории блокадного города, к судьбе ленинградцев. Учащимся предлагается написать эссе либо подготовить устное сообщение, раскрывающие применительно к истории блокады слова поэта Р.Рождественского: «Кроме желания выжить, есть еще мужество жить».

Ленинград — город военный.

5 июля 1941 г. Военный совет Ленинградского фронта принял постановление о необходимых мероприятиях по превращению Ленинграда в военный город. Проанализируйте предложенные ниже документы и ответьте на следующие вопросы:
1. Когда, на ваш взгляд, Ленинград стал военным городом? Свою позицию обоснуйте.
2. Своевременно ли появилось постановление ВС Ленфронта? Какие задачи он был призван решать?

Протокол заседания комиссии по вопросам обороны Ленинграда 4 июля 1941 г.

Совершенно секретно

Председатель: т. Жданов А.А.
Члены комиссии: тт. Кузнецов А.А., Штыков Т.Ф., Попков П.С., Соловьев Н.В.

I. О формировании Ленинградской армии народного ополчения:
1. В целях усиления обороны г. Ленинграда создать на добровольных началах Армию народного ополчения в 200 тыс. человек.
2. Народное ополчение формировать с учетом производственного принципа: предприятие — подразделение — часть.
3. Иметь в народном ополчении 15 дивизий с количественным составом по 12 000 - 13 000 чел. каждая.
4. Горком ВКП (б) обязывает районные комитеты ВКП (б), руководителей хозяйственных и партийных организаций, предприятий и учреждений проявлять постоянную заботу о своих частях и соединениях народного ополчения, оказывая им всемерную помощь в их оснащении и боевой деятельности.
II. О перестройке работы райкомов ВКП (б)
2. Считать основными задачами РК и РИК:
а) организацию народного ополчения;
б) оборонительное строительство;
в) организацию и укрепление МПВО;
г) организацию трудовой повинности на оборонных работах и для ПВО;
д) помощь и контроль за работой оборонных предприятий и предприятий, перешедших в мобплан;
е) организацию агитационно-пропагандистской работы в связи с войной;
ж) вопросы эвакуации.

Протокол заседаний Военного совета обороны Ленинграда 25 августа 1941 г.

Совершенно секретно

1. Об образовании штаба Военного совета обороны г. Ленинграда
а) Образовать штаб Военного совета обороны г. Ленинграда.
б) Назначить начальником штаба члена ВС генерал-майора т. Субботина А.И., комиссаром штаба т. Антюфеева Л.М.
в) Возложить на штаб подготовку города к обороне, подчинив ему батальоны народного ополчения, истребительные отряды, партизанские отряды, военную комендатуру г. Ленинграда и руководство работой органов, осуществляющих революционный порядок в городе.

Постановление Военного совета обороны г. Ленинграда о формировании батальонов народного ополчения
25 августа 1941 г.

Совершенно секретно

1. Для непосредственной обороны города сформировать из числа трудящихся предприятий и учреждений города по территориально-производственному принципу 150 батальонов народного ополчения численностью по 600 человек каждый.
2. К 26 августа сформировать 77 батальонов... В формируемые батальоны включать также женщин на добровольных началах, также организовать группы подростков для разведки, связи, снабжения личного состава батальонов боепитанием, продовольствием, водой и т.д.

Постановление Военного совета Ленинградского фронта о строительстве оборонительной полосы на территории города
3 сентября 1941 г.


Совершенно секретно

1. Для обеспечения обороны г. Ленинграда форсировать строительство оборонительной полосы внутренней зоны с передним краем — Финский залив, поселок № 3, ст. Предпортовая по Окружной железной дороге, село Рыбацкое, Уткина заводь, Сосновка, коммуна Кудрово, Заневка, ст. Ржевская, Новая, Ручьи, пригород Удельная, Коломяги, Новая Деревня, Старая Деревня, Финский залив.

Ленинградцы

Познакомьтесь с документами о повседневной жизни ленинградцев. Проанализируйте их. Дайте ответы на вопросы и выполните предложенные задания.
1. Какие задачи стояли перед жителями и защитниками города? С какими проблемами им пришлось столкнуться, решая эти задачи?
2. Назовите качества ленинградцев, которые позволили им выстоять. Проиллюстрируйте ответ примерами.
3. Блокада Ленинграда: уроки истории, уроки мужества. Какие уроки из истории блокадного Ленинграда извлекли лично вы?

Справка городской комиссии по сбору средств в фонд обороны председателю горисполкома П.С.Попкову
о результатах работы за 25 дней августа 6 сентября 1941 г.

...Тов. Чистякова Александра Федоровна, работница завода «Большевик», сдала в отделение Госбанка золотые и серебряные часы.
...Гр. Егорова Н.Н. — 16 серебряных предметов весом 1 кг.
Профессор Слепян А.Б. внес золотую медаль высокой пробы весом 26,4 г <... > платины — 89,27 г; американских долларов — 263.
...В комиссию по руководству сборов средств в фонд обороны страны при домохозяйстве № 119 Фрунзенского района пришла старушка и принесла большой медный самовар. Обращаясь к комиссии, она сказала: «Бери, батюшка, самовар. Лейте из него пули и бейте хорошенько фашистов».

Из отчета военного отдела горкома ВКП(б) Я.Ф.Капустину о работе за время с 1 января по 1 июля 1942 г. (14 июля 1942 г.)

...Военным отделом был разрешен вопрос об инвалидах Отечественной войны. С 1 января по 1 июля с.г. 8348 человек были изъяты с общегородских эвакопунктов, помещены в специально организованные дома, где был обеспечен уход за ними дружинниц Красного Креста и налажено котловое питание. Это... позволило обеспечить... эвакуацию 8141 инвалидов... в глубь страны.
...Силами актива и дружинами общества Красного Креста обследовано около 110 тыс. квартир. Из этого числа 12 тыс. квартир оказались в антисанитарном состоянии, из них 7000 квартир немедленно приведены в порядок. При обследовании квартир было выявлено около 32 тыс. человек больных, из них свыше 11 тыс. госпитализированы и за 10 700 чел. организован уход дружинниц на дому.
...В зимние месяцы 1942 г. вследствие отсутствия топлива, выхода из строя теплоэлектроцентралей и паровых котельных систем в домах создались крайне тяжелые условия противопожарной обороны города Ленинграда. Это усугублялось еще и тем, что в городе происходило массовое самопереселение жителей из холодных домов в дома с печным отоплением, бесконтрольной массовой установкой печей-времянок и ослаблением охраны квартир и домов ввиду физического ослабления значительной части населения на почве недоедания. В результате всего этого в городе возникли массовые пожары.

Докладная записка П.С.Попкова А.А. Жданову о последствиях голода для населения и мерах,
необходимых для их ликвидации 3 января 1943 г.


Секретно

За зиму 1942 г. население Ленинграда сильно пострадало от недоедания. Наиболее резко это выразилось в поголовном похудании. Каждый житель Ленинграда в среднем потерял 22,7 % своего веса; в отдельных случаях падение веса достигло 35-40 %. Данные вскрытий показывают, что падение веса шло за счет почти полного израсходования жира (до 90—95%), от потери веса сердца, печени, мышц... С наступлением холодов вновь наступило падение веса, увеличились заболевания дистрофией.

Из отчета отдела машиностроительной промышленности райкома ВКП(б) о работе за годы войны
24 октября 1943 г.

В 1941 — 1942 гг. 53 завода (по отделу машиностроения) полностью были эвакуированы из Ленинграда. Оставшаяся промышленность переключилась на выполнение заказов для фронта.
...Промышленность Ленинграда изготовляет для фронта свыше 150 наименований основных видов вооружения, боеприпасов, инженерного имущества и средств связи.
...В составе рабочих имеется женщин 21820 человек, или 74% к числу всех рабочих.
...На заводах 12 машиностроительных наркоматов в составе 29 000 рабочих имеется 14 096 стахановцев, что составляет 49% к составу рабочих. На этих же заводах имеется 286 человек многостаночников, что составляет около 1% к числу рабочих.
В 1940 г. на заводах союзной промышленности г. Ленинграда было 45,5% стахановцев и 1,8% многостаночников к общему составу рабочих.

Из справки Г.В.Гудкина секретарям горкомов ВКПб) о работе предприятий местной промышленности
и промысловой кооперации 20 марта 1942 г.

Совершенно секретно

Во второй половине 1941 г. предприятия местной промышленности, промысловой кооперации инвалидов были переведены на изготовление боеприпасов, предметов вооружения, вещевого довольствия, различного инженерного имущества и других заказов фронта... Освоено свыше 150 новых производств.
...Резкое сокращение числа производственных предприятий и рабочих, работающих на выпуске предметов широкого потребления, а затем и полное прекращение производства привели к тому, что в торгующей сети отсутствуют в продаже многие предметы первой необходимости... В декабре по указанию городского комитета ВКП (б) ряд предприятий перешел на изготовление товаров широкого потребления...
Приступили... к работе мастерские по ремонту обуви и одежды, открыты парикмахерские.
На 1 марта 1942 г. открыты 67 парикмахерских, 94 пункта по ремонту обуви, 91 пункт по ремонту и пошивке одежды, 33 пункта по ремонту различных хозяйственных предметов.
Использованная литература:
Ленинград в осаде: сб. документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. СПб., 1995. С. 31.
Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. М., 1982;
Дети города-героя // сост. А.Л. Мойжес. Л., 1974;
Кислицын Н.Г. Ленинград не сдается. М., 1991;
Суслов В. 50 рассказов о блокаде. СПб., 1994.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ