УРОК ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»

В.Б.Антипова, Псковский институт повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» в 9 классах можно провести в форме брейн-ринга. Вопросы и задания подобраны таким образом, чтобы повторить и обобщить знания учащихся и дать им возможность выйти за рамки школьной программы, продемонстрировать свою эрудицию.
Условия брейн-ринга.
1. Участвуют три команды.
2. За полный правильный ответ команда получает 2 очка, за правильный неполный ответ — 1 очко.
З. Если команда не отвечает на вопрос, вопрос переходит к команде союзников.
4. Если команды не могут ответить на вопрос, отвечают зрители.
5. Итоги жюри подводит после каждого раунда.
Оформление класса: книжная выставка о Великой Отечественной войне, музыкальные записи, фрагменты из кинофильмов.

Первый раунд. Исторический

1. Что такое?
План «Тайфун» (план наступления гитлеровских войск на Москву)
План «Цитадель» (план наступления гитлеровских войск в районе Курска).
План «Багратион» (операция Красной Армии по освобождению Белоруссии).
2. Что и когда произошло?
В Тегеране (Тегеранская конференция «большой тройки» в ноябре 1943 г.).
В Ялте (Крымская конференция «большой тройки» в феврале 1945 г.).
В Потсдаме (Потсдамская конференция в июле 1945 г.).
3. Кто из названных лиц не участвовал в Потсдамской конференции?
И. В.Сталин, У. Черчилль, Г.Трумен, Ф.Рузвельт (не участвовали У.Черчилль, проигравший выборы и покинувший пост премьер-министра Великобритании, и Ф.Рузвельт, умерший в апреле 1945 г.).
4. Деревни и поселки, вошедшие в историю, что вы знаете о них?
Хатынь (белорусская деревня, сожженная фашистами в 1943 г.; стала символом жестокости, бессмысленного убийства мирных людей).
Катынь (деревня недалеко от Смоленска, где было обнаружено массовое захоронение польских офицеров, убитых перед войной по приказу НКВД).
Любань (поселок под Ленинградом, в районе которого сдался в плен генерал Власов, командующий 2-й ударной армией).
5. О чем рассказывают документы?
Секретные протоколы к Пакту о ненападении, подписанному СССР и Германией 23 августа 1943 г. (о разделе Восточной Европы на сферы влияния).
Приказ № 270 от 16 августа 1942 г. (все советские военнопленные были объявлены предателями, семьи командиров и политработников, попавших в плен, подлежали репрессиям, родные солдат лишались льгот, предоставляемых семьям участников войны).
Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. (вошел в историю под названием «Ни шагу назад!», запрещал любое отступление без особого распоряжения вышестоящего командования).
6. Что такое?
План «Барбаросса» (план молниеносной войны гитлеровской Германии против СССР, утвержденный в 1940 г.).
План «Ост» (план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными»).
Восточный вал (оборонительные сооружения, построенные в 1943 г., о которых Гитлер говорил: «Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его»).
7. Когда произошли и какое имели значение?
Битва под Москвой (оборонительный этап: 30 сентября — 5 декабря 1941 г.; контрнаступление Красной Армии: 5 декабря 1941 — зима 1942 г.).
Сталинградская битва (июль 1942 — февраль 1943 г., наступление Красной Армии началось 19 ноября 1942 г.).
Битва на Курской дуге (июль — август 1943 г.).

Второй раунд. Литературный

1. Назовите литературные произведения о Великой Отечественной войне.
2. Назовите автора стихотворных строк.
Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте, На левом,
При жестоком налете.
(А.Т.Твардовский)
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди?
(К.Симонов)
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
(Н.Майоров)
3. Назовите произведение и его автора.
Ну что вы, в самом деле? У меня мама — медицинский работник...
— Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?

(Б. Васильев. А зори здесь тихие.)
Поначалу, когда что-то толкнуло Сашку и вдруг ничего не стало видно, кроме неба, он ничего не понял. Только потом, когда вырвавшийся из рук котелок со звоном поскакал вдоль ручья, а левую руку в двух местах ожгло болью, до него дошло — ранило.
(В.Кондратьев. Сашка.)
Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке. Тот стоял, как и прежде, на полшага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами. Полный боли и страха, его взгляд следовал за кем-то под виселицей и вел так, все ближе и ближе к нему. Сотников не знал, кто там шел, но по лицу мальчишки понял все до конца.
(В.Быков. Сотников.)

Третий раунд. Краеведческий

Учащимся предлагаются вопросы по истории родного края в годы Великой Отечественной войны.

Четвертый раунд. Музыкальный

 
Звучат отрывки из песен в исполнении К. Шульженко, Л.Руслановой, Л.Утесова, М.Бернеса. Побеждает команда, правильно назвавшая наибольшее число песен военных лет.

Игра со зрителями

1. Какие памятники героям Великой Отечественной войны, установленные в нашем городе, вы знаете?
2. Когда был дан первый салют в годы Великой Отечественной войны? (5 августа 1943 г., в честь освобождения Орла и Белгорода.)
3. Какой подвиг совершил Александр Матросов?
4. Что такое «рельсовая война»?
5. Назовите высший воинский орден СССР (орден Победы).
6. Назовите крупнейших советских военачальников Великой Отечественной войны.
7. Что такое Братский край? (Территория, которая контролировалась партизанами на границах Ленинградской области, Белоруссии и Латвии.)

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ