УРОК ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» |
В.Б.Антипова, Псковский институт повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» в 9 классах можно провести в форме брейн-ринга. Вопросы и задания подобраны таким образом, чтобы повторить и обобщить знания учащихся и дать им возможность выйти за рамки школьной программы, продемонстрировать свою эрудицию.
Условия брейн-ринга.
1. Участвуют три команды.
2. За полный правильный ответ команда получает 2 очка, за правильный неполный ответ — 1 очко.
З. Если команда не отвечает на вопрос, вопрос переходит к команде союзников.
4. Если команды не могут ответить на вопрос, отвечают зрители.
5. Итоги жюри подводит после каждого раунда.
Оформление класса: книжная выставка о Великой Отечественной войне, музыкальные записи, фрагменты из кинофильмов. |
Первый раунд. Исторический |
1. Что такое?
План «Тайфун» (план наступления гитлеровских войск на Москву)
План «Цитадель» (план наступления гитлеровских войск в районе Курска).
План «Багратион» (операция Красной Армии по освобождению Белоруссии). |
2. Что и когда произошло?
В Тегеране (Тегеранская конференция «большой тройки» в ноябре 1943 г.).
В Ялте (Крымская конференция «большой тройки» в феврале 1945 г.).
В Потсдаме (Потсдамская конференция в июле 1945 г.). |
3. Кто из названных лиц не участвовал в Потсдамской конференции?
И. В.Сталин, У. Черчилль, Г.Трумен, Ф.Рузвельт (не участвовали У.Черчилль, проигравший выборы и покинувший пост премьер-министра Великобритании, и Ф.Рузвельт, умерший в апреле 1945 г.). |
4. Деревни и поселки, вошедшие в историю, что вы знаете о них?
Хатынь (белорусская деревня, сожженная фашистами в 1943 г.; стала символом жестокости, бессмысленного убийства мирных людей).
Катынь (деревня недалеко от Смоленска, где было обнаружено массовое захоронение польских офицеров, убитых перед войной по приказу НКВД).
Любань (поселок под Ленинградом, в районе которого сдался в плен генерал Власов, командующий 2-й ударной армией). |
5. О чем рассказывают документы?
Секретные протоколы к Пакту о ненападении, подписанному СССР и Германией 23 августа 1943 г. (о разделе Восточной Европы на сферы влияния).
Приказ № 270 от 16 августа 1942 г. (все советские военнопленные были объявлены предателями, семьи командиров и политработников, попавших в плен, подлежали репрессиям, родные солдат лишались льгот, предоставляемых семьям участников войны).
Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. (вошел в историю под названием «Ни шагу назад!», запрещал любое отступление без особого распоряжения вышестоящего командования). |
6. Что такое?
План «Барбаросса» (план молниеносной войны гитлеровской Германии против СССР, утвержденный в 1940 г.).
План «Ост» (план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными»).
Восточный вал (оборонительные сооружения, построенные в 1943 г., о которых Гитлер говорил: «Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его»). |
7. Когда произошли и какое имели значение?
Битва под Москвой (оборонительный этап: 30 сентября — 5 декабря 1941 г.; контрнаступление Красной Армии: 5 декабря 1941 — зима 1942 г.).
Сталинградская битва (июль 1942 — февраль 1943 г., наступление Красной Армии началось 19 ноября 1942 г.).
Битва на Курской дуге (июль — август 1943 г.). |
Второй раунд. Литературный |
1. Назовите литературные произведения о Великой Отечественной войне.
2. Назовите автора стихотворных строк. |
Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте, На левом,
При жестоком налете.
(А.Т.Твардовский) |
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди?
(К.Симонов) |
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
(Н.Майоров) |
3. Назовите произведение и его автора.
— Ну что вы, в самом деле? У меня мама — медицинский работник...
— Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?
(Б. Васильев. А зори здесь тихие.)
Поначалу, когда что-то толкнуло Сашку и вдруг ничего не стало видно, кроме неба, он ничего не понял. Только потом, когда вырвавшийся из рук котелок со звоном поскакал вдоль ручья, а левую руку в двух местах ожгло болью, до него дошло — ранило.
(В.Кондратьев. Сашка.)
Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке. Тот стоял, как и прежде, на полшага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами. Полный боли и страха, его взгляд следовал за кем-то под виселицей и вел так, все ближе и ближе к нему. Сотников не знал, кто там шел, но по лицу мальчишки понял все до конца.
(В.Быков. Сотников.) |