РОССИЙСКИЕ УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Г.В.Клокова, кандидат педагогических наук, РАО

Новое в освещении темы

Содержание учебных книг пополнилось фактами, описанием событий и явлений, ранее не представленными в учебной литературе, но ныне вошедшими в научный оборот в результате публикации огромного массива исторической информации. Это прежде всего рассказ о советско-германском пакте 1939 г. и его секретных статьях, о тяжелом ходе военных действий в 1941-1942 гг., их причинах и последствиях; это цифры людских потерь на фронте, в тылу, число военнопленных; факты коллаборационизма; отношение к Варшавскому восстанию 1944 г., амбициозные планы И.В.Сталина в 1939-1941 гг. и в послевоенные годы об устройстве Европы и многое другое.
В обновлении содержания большую роль играют фрагменты исторических документов, широко представленные во всех учебниках.
В учебниках произошел отказ от наиболее тенденциозных характеристик и интерпретаций некоторых исторических фигур и событий. Это прежде всего оценка роли И.Сталина, К.Ворошилова, Л.Брежнева и других в годы войны. Это отказ от преувеличения роли коммунистической партии как "вдохновителя и организатора всех побед" и преуменьшения роли народной самоотверженности, стойкости, мужества и терпения на фронте, в тылу, в оккупации.
В большинстве учебников уже нет объяснения причин поражения Красной Армии в 1941 г. преимущественно фактором "внезапности", "вероломства". Более объективно оценивается роль СССР в освобождении стран Центральной и Юго-Восточной Европы от нацистского режима, показывается совместная борьба Красной Армии и национально-освободительных армий и движения Сопротивления этих стран.
В учебниках сделана попытка преодолеть догматизм классового подхода к оценке событий и явлений, реализовать принципы не только формационного, но и цивилизационного подхода. Это проявляется в увеличении объема материала о жизни советского общества в годы войны, положении отдельных социальных групп, настроениях и отношении к войне фронтовиков, населения тыла и др.
В некоторых учебниках делается попытка показать войну как системное явление, воздействующее на все стороны жизни общества и, в свою очередь, испытывающее влияние общества, испытывающее на себе действие не только его экономического или политического строя, но и мировоззрения людей, мотивов их поведения. В некоторых новых учебниках проблема "человек на войне" получила более полное раскрытие, хотя явно недостаточное.
Авторы ряда учебников пытаются полнее показать СССР в годы войны в контексте всеобщей истории. Это происходит путем расширения материала о влиянии событий войны на ситуацию в мире накануне, в ходе и после войны. Полнее показываются участие СССР в антигитлеровской коалиции, поставки по ленд-лизу, выступления мировой общественности в поддержку сражающегося советского народа. В некоторых учебниках впервые введена общая глава "Советский Союз во Второй мировой войне (1939—1945 гг.)", фактически включающая Великую Отечественную войну (учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной, учебник В.П.Островского и А.И.Уткина). Подобное объединение носит принципиальный характер, так как события в СССР рассматриваются как составная часть Второй мировой войны. Такие события, как пакт 1939 г., "зимняя война" с Финляндией, вступление СССР на земли Польши 17 сентября 1939 г., фактическое расширение территории СССР в 1939-1940 гг. до границ бывшей Российской империи (против воли населения), переговоры В.М.Молотова в 1940 г. в Берлине с руководством III рейха и др. — все это факты политики СССР в условиях Второй мировой войны.
В этих же учебниках введена единая периодизация, где 1939-1941 гг. выделены в первый период Второй мировой войны, а II, III, IV периоды совпадают для всех ее участников с периодизацией Великой Отечественной войны, что подчеркивает особую, решающую роль Восточного фронта. Оценка противником и союзниками важнейших событий Великой Отечественной войны, попытка показать особенность немецкого общества в годы войны также помогают понять Великую Отечественную войну в мировом контексте.
Отличительной является тенденция уменьшения в учебниках объема глав по истории 1939-1945 гг. по сравнению с учебниками, изданными в 1970-1980-х гг. Особенно это заметно в учебниках А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной, В.П.Островского и А.И.Уткина. Текст главы изложен в шести (или четырех соответственно) параграфах, составляя не более 1/7 от общего объема учебника. Но в учебниках В.П.Дмитренко и др. и В.В.Журавлева и др. на историю 1939-1945 гг. отводится 11-12 параграфов, а текст составляет 1/5 общего объема учебника; в учебнике И.И.Долуцкого 13 параграфов о войне занимают 1/3 текста учебника. Нужно отметить, что это увеличение объема главы происходит, в том числе, за счет фрагментов документов, вопросов и заданий, таблиц и иллюстраций.
Стремясь реализовать системный подход в понимании такого явления, как Вторая мировая и Великая Отечественная войны (фактически являвшиеся тотальными войнами для СССР, Германии, ряда стран — союзниц СССР), авторы стремятся достаточно детально и во взаимосвязи раскрыть такие аспекты войны, как боевые действия и напряженное экономическое противоборство, жестокое политическое и дипломатическое соперничество, острейшее противостояние различных идеологий и мотивов поведения человека на войне — от величайшего героизма до жесточайшего садизма, особое экстремальное состояние общества и противоестественность быта людей и на фронте, и в тылу.

Экономическое противоборство СССР и Германии

В учебниках (с разной степенью детализации) на реальных цифрах показывается, что Красная Армия в начале войны имела превосходство над вермахтом в количестве танков, авиации и артиллерии. Но почти вся эта военная техника была потеряна в первые дни войны. И начальный период, и все операции 1941-1942 гг. проходили при существенном превосходстве вермахта. Впервые приводятся цифры: к концу 1941 г. у Красной Армии из 22,6 тыс. танков осталось 2,1 тыс., из 112,8 тыс. орудий и минометов — 12 тыс. Без немедленного налаживания военного производства сопротивление врагу было невозможно.
Все учебники уделяют внимание перестройке экономики на военный лад, отмечая потери в промышленности из-за оккупации наиболее развитых промышленных районов СССР. Страна была отброшена к началу индустриализации, но уже через год, к середине 1942 г., ценой невероятных усилий на оборону работала большая часть эвакуированных на восток предприятий. Удалось наладить хозяйственные связи, нарушенные оккупацией западных районов.
Но только в 1943 г., ставшем переломным и в развитии военной экономики СССР, и в работе всего тыла, удалось осуществить перевооружение Красной Армии новейшей техникой и добиться количественного и качественного превосходства над вермахтом. Почти все учебники приводят цифры: к началу 1944 г. в армии имелось 94,9 тыс. орудий и минометов; 5,2 тыс. танков и САУ; 10,2 тыс. боевых самолетов.
В учебниках В.Журавлева и др. и И.Долуцкого приводятся таблицы соотношения оснащенности военной техникой армий Германии и СССР в первой и во второй половине войны. Анализ таблиц позволяет учащимся сделать вывод о превосходстве СССР над Германией в последние годы войны в производстве военной продукции почти в 2 раза (общий объем и годовой выпуск).
Во всех учебниках говорится о помощи союзников по ленд-лизу по отдельным видам вооружений (по самолетам — 15% от производства в СССР, по автомобилям — 70%, по кораблям — 22%). При этом имевший ранее место в ряде учебников некий пренебрежительный налет в оценках помощи по ленд-лизу теперь отсутствует.
В учебниках приводятся конкретные описания создания танков "ИС" и Т-34, "Катюш", автомата ППШ, штурмовиков Ил и др., рассказывается об их создателях, о сборе денег и пожертвований среди населения на строительство новых танков и самолетов.
Во всех учебниках авторы уделяют определенное внимание тылу страны, стремясь через документы и воспоминания воссоздать труд и жизнь людей в годы войны, подчеркнуть контраст нищенского быта и суровых условий труда с огромной волей, терпением и самоотверженностью взрослых и подростков, женщин и мужчин.
Почти во всех учебниках упоминается о Гулаге как об одном из важных компонентов военной экономики, где в немыслимых условиях миллион заключенных работали на оборону, стремясь попасть на фронт, чтобы сражаться с врагом, пусть даже в составе штрафных батальонов.

Жизнь на оккупированной территории

К сожалению, почти во всех учебниках (кроме учебника И.Долуцкого) практически ничего не говорится о другом "тыле" — о жизни советских людей в оккупации. Именно в этом проявляется в какой-то мере наследие старых учебников, обходивших этот вопрос фактически полным молчанием. В новых учебниках этот аспект раскрывается скупо, общим упоминанием о гибели людей, расстрелах и концлагерях. Думается, что это упущение отражает в какой-то степени проявленное в годы войны властями равнодушие к судьбам десятков миллионов граждан страны, попавших в самые тяжелые условия.
Не менее важно показать масштабы геноцида, который на оккупированной территории СССР осуществляли зондеркоманды СС, реализуя программные цели национал-социалистов: «уничтожение евреев, славян, коммунистов как "недочеловеков", как "низшей расы"». Ни в одном из анализируемых учебников по отечественной истории нет рассказа о Холокосте, не приводится этот термин даже при упоминании об Освенциме, хотя на территории СССР было уничтожено более 2 млн. евреев.
Отметим, что учебники по новейшей истории Л.Н.Алексашкиной и А.К.Кредера содержат краткий рассказ о Холокосте.
Разительный контраст с российскими учебниками составляют современные учебники Германии, Австрии, Польши, где проблемам Холокоста, нацистского геноцида посвящены специальные параграфы, подборки документов, иллюстрации, задания для учащихся.
Для учебников отечественной истории 1990-х гг. характерны упоминания (весьма краткие) по ряду проблем, отсутствующих в предшествующих поколениях советских учебников. Это вопросы трагической судьбы советских военных и депортированных в Германию мирных граждан. Авторы называют цифры (до 6 млн. чел.), перечисляют причины и последствия этой трагической страницы Великой Отечественной войны, во многом связанные с ошибками военного руководства. Весьма скупо упоминается послевоенная судьба — в советском Гулаге — возвратившихся домой военнопленных и репатриированных, а также эмигрантов.
В учебниках И.Долуцкого, В.Журавлева и др. делается попытка рассказать о коллаборационизме советских людей на оккупированной территории, объяснить его причины и масштабы (до 1 млн. чел.).
Все авторы дают однозначную оценку деятельности генерала Власова и созданной им РОА (Российской освободительной армии), характеризуя его как человека, предавшего не только Родину, но и своих солдат.
Во всех учебниках весьма скупо рассказывается о партизанском движении, о подпольщиках, приводятся документы, воспоминания, фотографии

Внешняя политика СССР в годы войны

В учебниках раскрываются основные шаги по созданию антигитлеровской коалиции в 1941-1942 гг. (хотя Атлантическая хартия и ее суть не упоминаются в учебниках по истории Отечества). Сжато раскрывается содержание работы Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской конференций, упоминается о создании ООН. Кратко говорится о сложностях понимания союзниками путей решения такой проблемы, как скорейшее открытие Второго фронта в Европе.
При этом очень скупо говорится о сохранявшихся в течение всей войны противоречиях между СССР и союзниками, прежде всего — в целях и направлениях послевоенного переустройства мира. В некоторых учебниках эти противоречия кратко обозначены на примерах отношения СССР к Варшавскому восстанию 1944 г., Словацкому восстанию 1944 г., спорам о границах послевоенных Польши и Румынии, статусу послевоенной Германии и ее будущих границ, к репарациям побежденных стран в пользу победителей. Думается, важным было бы при освещении роли антигитлеровской коалиции подчеркнуть общую цель воюющих против нацизма стран — отстаивание национальной независимости, самостоятельного развития, что отвечало чаяниям и интересам народов, разоблачение нацизма как идеологии геноцида и мирового господства.
Во всех учебниках подчеркивается рост международного авторитета СССР, внесшего решающий вклад в разгром нацизма. Но в то же время авторы почти ничего не говорят о сталинских планах послевоенного переустройства Европы.
Наиболее подробно, с использованием новых документов и оценок советской историографии, в учебниках рассматривается внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.: вопросы советско-германских переговоров августа и сентября 1939 г., заключение Пакта о ненападении и Договора о дружбе и границе с Германией, вступление СССР в сентябре 1939 г. на территорию Польши (в учебнике А.Данилова и Л.Косулиной это названо "новой советско-польской войной", в другом учебнике — "четвертым разделом Польши"), "зимняя война" с Финляндией и присоединение Прибалтики и др. Все эти вопросы в большинстве учебников даны в стиле констатации, без показа резкой смены внешнеполитического курса СССР в 1939-1941 гг.

Человек на войне

Эта тема получила в последнее десятилетие освещение не только в публицистике и кино, но и в исторической науке (см., в частности, работы Е.С.Сенявской "Психология войны в XX в.: исторический опыт России". М., 1999; "Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование". М., 1995; "Человек на войне. Историко-психологические очерки". М., 1997, и др.).
Работы Е.С.Сеняевской и некоторых других историков рассматривают войну как историческое и историко-психологическое явление, формирующее особый тип человеческого сознания, создающего феномен "человека воюющего".
В поведении человека на войне проявляли себя постоянное нервное напряжение, привычка к опасности, готовность к действию, ставшие за годы войны образом жизни миллионов людей. Это именно то, что чувствуют и сознают все прошедшие испытания войной.
Условия каждой конкретной войны влияют на личность человека, участника военных действий, на его дальнейшую жизнь и жизнь общества в послевоенных условиях. Все это создало в нашей стране феномен фронтового поколения. Фронтовики — это не только особый тип человека, это особое "военное братство", оказавшее (и все еще оказывающее!) влияние на сознание советского и российского общества.
Во всех учебниках содержится материал о героизме советских воинов, о поведении их в бою, в обороне, в окружении и в плену. Суховатый характер сведений дополняется небольшими фрагментами документов, письмами с фронта, мемуарами. Во всех учебниках хотя бы кратко воссоздается трудная картина военного быта в армии, в осажденных городах, на оккупированной территории. Учебники содержат описание жизни и труда в эвакуации, в прифронтовых городах и поселках, в российской деревне.
Такая попытка ввести в историю войны так называемую историю повседневности очень важна и должна быть продолжена в новых изданиях учебников. Важно раскрывать ее на документах личного характера, показывающих восприятие войны человеком и мотивы его поведения в экстремальной ситуации.
К сожалению, авторский комментарий к проблеме "человек на войне" часто весьма скуп и неполно раскрывает мотивы героизма и паники, терпения и самоотверженности.

Основные события военной истории

Центральным аспектом содержания во всех представленных учебниках являются собственно военная история, история битв и сражений, отступлений и обороны, контрнаступлений и штурма, потерь и возвращения своей территории, разгрома и уничтожения вражеских армий.
На ее описание в учебниках А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной и И.И.Долуцкого отводится от 60 до 70% объема главы; в учебнике В.П.Островского и А.И.Уткина — 55-60% объема; в учебниках В.Журавлева и др. — около 50% объема темы. Таким образом, и в новых школьных учебниках (как и в учебниках 70-80-х гг.) главной доминантой остается история битв и сражений, определявших ход и исход войны.
Другие моменты истории войны как социокультурного феномена мировой цивилизации, особенно в XX в., излагаются менее подробно.
Военная история в учебнике В.Журавлева и др. рассматривается в четырех больших блоках "Нашествие" (лето-осень 1941 г.); "Успехи, не ставшие победой" (конец 1941-го -1942 гг.); "Поворот на Запад" (1943 г.); "Возвращение на государственную границу. Освобождение". Примерно такие же блоки содержатся и в ряде других учебников. В учебниках В.Дмитренко и др. и И.Долуцкого дается более дробное изложение трех основных периодов Великой Отечественной войны, которые приняты за основу периодизации всеми авторами. Во всех учебниках дается описание важнейших битв и сражений. При этом анализ военных действий с точки зрения стратегических замыслов и их реализации (успешной или нет) во многих книгах дан скороговоркой. Очень бегло отмечается связь событий на Восточном фронте с ходом военных действий на Западе. По-прежнему сохраняется "фигура умолчания" в объяснении многих причин поражения и отступления Красной Армии в начальный период войны, часто не приводятся данные о потерях в боях, о просчетах и ошибках Верховного командования.
Представляется, что именно военный аспект темы в наибольшей степени отражает старые подходы к изложению и интерпретации материала.

Роль политического руководства страны

Деятельность Сталина, Политбюро ЦК ВКП(б), ГКО, наркоматов отражена во всех учебниках. В них изложены события июня-июля 1941 г., связанные с именами И.Сталина, В.Молотова, К.Ворошилова. Везде говорится о роли партии в проведении эвакуации, в создании и развитии мощного ВПК на Востоке, в организации сопротивления врагу и недопущении паники и дезертирства (приказы № 227 и № 270); рассказывается о создании единого штаба партизанского движения, развитии военно-технических научных исследований. В некоторых учебниках отмечается, что государственная система СССР выдержала суровую проверку войной, обеспечила единство фронта и тыла, строжайшую исполнительскую дисциплину на всех уровнях снизу доверху. Централизация в экономической и политической сферах достигла высочайшего уровня. В то же время не все авторы отмечают отрицательные стороны такой централизации власти под эгидой (идейной и организационной) партийного руководства страны, мало говорится о продолжении репрессий.
Использовались тексты российских учебников и учебных пособий:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век (9 класс). — М., 1997;
Дмитренко В.Л., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век (11 класс). — М, 1995;
Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век (10-11 классы), ч. 2. — М., 1997;
Журавлев В.В., Ненароков А.Л. и др. История России. Советское общество. 1917-1991 гг. (для 10-11 классов). — М., 1997;
Островский В.Л., Уткин А.И. История России. XX век (11 класс). — М., 1995.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ